Объявления
Интервью
Фотогалерея
Великолукский след Иннокентия Анненского
Последние четыре года Иннокентий Анненский служил инспектором Петербургского учебного округа. Под некоторыми стихами этих лет стоят пометки: «Вологда», «Вологодский поезд», «Тотьма», «Почтовый тракт Вологда – Тотьма». Ездил он в Псков, Великий Устюг, Великие Луки...
10 сентября 1907 года он писал из города на Ловати (гостиница Сиповича) своей близкой знакомой Н.П. Бегичевой: «Милая Нина, обстановка для «хорошего» письма странная. Во-первых, холод – ну, холод – это не обстановка, положим... вижу насмешливую складку Ваших губ. Во-вторых, озябший человек... В-третьих, пречищенный номерочек, но какой-то убогий, неприютный. И одно только у меня украшение. На подзеркальнике, где отражается мое посиневшее от холода лицо, стоит завернутая в клякс-папир баночка и в ней какое-то не то дерево, не то букет, сделанный из бумаги. Цветы розово-оранжевые и такие, каких в природе нет и не может быть, а зелень тоже бумажная трогательного колорита: знаете Вы траву, не успевшую еще пожелтеть, когда на нее нападет иней, да другой, да третий, и вот она станет стылая и сливочно-зеленая. И эта трава теперь мое сердце. Солнце там, где-то, может быть, его больше и не будет, – а иней тут и донимает. Не хочу описывать Вам всех злоключений моей дороги.
...Обстановка переменилась... Сейчас пришла служанка высокая-высокая и с глазами цвета подснежника и увела меня в другую комнату, большую и комфортабельную, но где нет моих розовых оранжевостей и зеленых молочностей... Вместо цветов здесь висит олеография, а на ней тот домик, где жили Дора и Алексис... Счастливый Алексис – с ним его Дора... Другая олеография над моей будущей кроватью, и она изображает... ледники. Вот уж, поистине, не в бровь, а прямо в глаз... И откуда только берется этот холод?..».
Однако, думается, в город на Ловати поэт приезжал не только по служебной надобности и уже в зрелые годы, но бывал здесь гораздо раньше – в детстве.
Помните, сам Иннокентий Федорович в «Автобиографии» писал: «Как большинство людей моего поколения, если они, как я, выросли в литературных и даже точнее – литераторских традициях, я рано начал писать. Мои брат Н.Ф. Анненский и его жена А.Н. Анненская, которым я всецело обязан моим «интеллигентным» бытием, принадлежали к поколению 60-х годов».
Речь идет, разумеется, о Николае Федоровиче Анненском (1843–1912 гг.) – публицисте, экономисте, одном из руководителей журнала «Русское богатство» и Александре Никитичне Анненской (1840–1915 гг.) – детской писательнице, кстати, она – двоюродная сестра Николая и Иннокентия. Не забудем, в отроческие годы Иннокентий подолгу жил в их доме, а в летние месяцы вполне мог выезжать с Анненскими в Сивцево – имение, которым сначала владела мать Александры Никитичны – Мария Николаевна Ткачева, а потом она сама совместно с братом Андреем.
Обратимся теперь к воспоминаниям Татьяны Богданович, племянницы Александры Никитичны, которая после кончины матери воспитывалась в семье Н.Ф. и А.Н. Анненских.
«Чуть не с младенчества он (И.Ф. Анненский) жил среди книг и с книгами. Знакомые с его поэзией, может быть, вспомнят его стихотворение «Сестра», посвященное А.Н. Анненской и говорящее о том времени, когда ему было не больше 5–6 лет. В те годы их семья, только что приехавшая из Сибири, где родился Иннокентий, еще благоденствовала, и воспитательницей у младших детей жила их двоюродная сестра А.Н. Ткачева, вышедшая потом замуж за Н.Ф. Анненского». И далее: «Иннокентий Федорович очень любил своего старшего брата и не меньше его жену. Мою тетю Александру Никитичну. И когда он бывал у нас, он не мог не отдавать им значительную часть своего времени. Я их тоже любила, и в то же время это мне было как-то обидно.
Мы часто говорили с ними и Владимиром Галактионовичем (Короленко) об Иннокентии Федоровиче, и я хорошо знала, что им не только чужда, но даже враждебна – самое дорогое для него – его поэзия! Мало того, они упорно не хотели верить, чтоб мне искренне могли нравиться его стихотворения. Они воображали, что это просто результат моих родственных чувств и что я только не хочу в этом признаться, чтоб это не обидело его.
Меня чуть не до слез доводила эта нелепая мысль, и мне было обидно, когда он часами просиживал с ними».
И все-таки, делает вывод мемуаристка: «Обоих братьев – хотя жизненные интересы далеко развели их впоследствии – и сестру Марию Федоровну до самой их смерти связывала горячая братская любовь». Это, думается, подтверждается фактом переписки поэта с Н.Ф. и А.Н. Анненскими. Например, он писал Александре Никитичне 16 декабря 1908 года: «Дорогая сестрица, я прочитал отменно скучное произведение Леонида Андреева «Черные маски». Так непринужденно и неторопливо пишешь лишь близким людям!
А как же ответ на вопрос – Иннокентий Анненский и Сивцево? Признаем откровенно: то, что мы говорили по данному поводу, – лишь наше предположение, документальными свидетельствами не располагаем (и может, не будем впредь). Тем более что эпистолярное наследие И.Ф. Анненского сохранилось весьма фрагментарно. Об объеме, содержании и характере его переписки со многими деятелями литературы и искусства, учеными и педагогами, просто близкими ему людьми и разысканные в ряде архивохранилищ письма И.Ф. Анненского, и находящиеся в его архиве ответные послания дают весьма приблизительное представление. Число не разысканных писем, принадлежащих его перу, исчисляется многими десятками.
Не станем пренебрегать свидетельством и сына поэта В. Кривича (В.И. Анненского): «В деревню отец уезжал довольно редко. Здесь ему было и трудно, и скучно – чужды были ее интересы и радости, непривычен уклад жизни».
Тогда откуда пронзительные строки из «Старой усадьбы»:
«Сердце дома. Сердце радо. А чему?
Тени дома? Тени сада? Не пойму».
И почему-то хочется верить, что именно Сивцево, его «старый ....сад с березовой и липовой аллеями и с могучим, в три обхвата, дубом, по преданию, посаженный (Никитой Ткачевым, талантливым архитектором) в день рождения (дочери Александры). Обильный, поросший ряской пруд, к которому не разрешалось подходить (детям), потому что в нем, тоже по преданию, когда-то утонул человек. Длинный, осевший сарай-каретник, где хранилось древнее сооружение из холста и рогожи, именуемое возком...» – вдохновили поэта на первые строки этого мрачного и безысходного стихотворения.
Одно пророчество Анны Ахматовой сбывается – Анненский занимает «в нашей поэзии такое же почетное место, как Баратынский, Тютчев и Фет», но нежелательно, чтобы сбылось другое: «А тот, кого учителем считаю, как тень прошел и тени не оставил». Поэт должен оставить нам не только свои стихи, но и биографию: последняя помогает лучше и полнее осознать его творчество.
И, конечно же, прав Александр Кушнер: «Судьба Анненского представляется одним из доводов в пользу бессмертия души: ну можно ли смириться с тем, что поэт, столь много значащий для нас, иногда кажется, что лучший поэт XX века – ничего не узнает о нашей любви к нему».
Станислав ПЕТРОВ
***
Веди себя по-ангельски,
Но долго не тяни.
Вот Иннокентий Анненский,
Оставшийся в тени.
Хорош по всем параметрам,
На прочих не похож.
Да мало темперамента,
Огня не разожжёшь.
Ни шепотка, ни грохота,
Не благодать, но тишь.
За интересом крохотным
Едва и разглядишь.
Но может быть, но может быть,
Когда осядет пыль,
Окажутся похожими
И выдумка, и быль.
Начнётся время новое
Для тех, кто не успел,
И он на всё готовое
Вернётся. Жив и цел.
http://alex-vinokur.livejournal.com/294660.html