Главная Краеведение Великолукский друг Льва Гумилева и Анны Ахматовой

Великолукский друг Льва Гумилева и Анны Ахматовой

09.10.2013

 

В Санкт-Петербурге, недалеко от Московского вокзала, на улице Коломенской, дом 1 находится музей-квартира ученого, этнографа, человека непростой судьбы, которому почти четырнадцать лет жизни суждено было провести в ссылке во времена сталинских репрессий, – Льва Гумилева (сына поэтов Николая Гумилева и Анны Ахматовой).

Не все знают, что долгие годы Лев Николаевич Гумилев отправлял письма в наш город, тогда еще областные Великие Луки, на улицу Ставского. Адресатом был Василий Никифорович Абросов, с середины сороковых годов их связывали дружеские отношения.

Родился Василий Никифорович 22 августа 1919 года в селе Олохово, в живописной озерной местности между Великими Луками и Новосокольниками, в крестьянской семье. По семейному преданию, предок Василия Никифоровича послужил Льву Толстому прототипом храброго артиллериста Абросимова в «Севастопольских рассказах».

В двадцатые годы XX века семья переехала в Петроград, отец стал работать грузчиком на Московском вокзале. В 1933 году Никифора Ильича арестовали, и через два года он погиб. Высланная из Ленинграда мать Василия Никифоровича уехала на родину, в Великие Луки, а сам он остался у тетки, сестры матери.

Учась в школе, стал посещать кружок юннатов, сначала школьный, а затем при Зоологическом институте Академии наук СССР, и это определило направление его интересов на всю жизнь. Поступил в рыбохозяйственный техникум, по окончании был направлен в Красноярск. Вскоре к нему приехала мать.

Во время Великой Отечественной войны Василия направили санитаром под Ленинград. Рослый, сильный парень выносил с поля боя раненых, но 10 марта 1942 года осколок мины раздробил ему левую руку, которую пришлось ампутировать.

После госпиталя Василий Никифорович вернулся в Сибирь к матери и осенью 1942 года приступил к работе в экспедициях, обследовавших Байкал, Енисей и другие сибирские реки и озера.

С Львом Гумилевым он познакомился в 1943 году в Туруханске. Оба поняли, что интересны друг другу, полны идеями и жаждой научного творчества. Так началась многолетняя мужская дружба. Уезжая в 1944 году из Сибири на фронт, Гумилев просил Василия навестить его мать, Анну Андреевну Ахматову. Эту просьбу Абросов выполнил в конце войны, когда приехал в Ленинград по вызову – работать преподавателем в рыбохозяйственном техникуме.

В 1945 году вернулся в Ленинград и демобилизованный Лев Гумилев. Василий Никифорович оказался его ближайшим другом и стал часто бывать в гостях в Фонтанном доме. По словам Абросова, держалась Анна Андреевна при этом, как королева, задавать ей вопросы было не принято; чувствуя себя не в форме, она могла отказать в приеме, но если была в ударе, могла говорить стихами весь вечер.

Однако обещанной квартиры в Ленинграде Василий Никифорович так и не получил, поэтому он уехал в Торопец, а спустя некоторое время перебрался в Великие Луки.

Перед отьездом из Ленинграда он зашел проститься с Анной Ахматовой, и она спросила его: «Вася, Вы надолго?». Оказалось, что на всю жизнь. Но отьезд не прервал его дружеских связей с этой семьей. Конец сороковых и пятидесятые годы – время интенсивнейшей переписки со Львом Николаевичем и непременных посещенний Анны Андреевны при каждом приезде в Ленинград (Льва Гумилева в 1949 году репрессировали). Он старался привозить ягоды, грибы, а иногда и свежую рыбу.

Когда после запретов и гонений в 1958 году вышел в свет томик ее стихов (Анна Ахматова. Стихотворения. Государственное издательство художественной литературы. М., 1958), Анна Андреевна подарила экземпляр Василию Никифоровичу, надписав: «В.Н.А. Лучшему другу нашей семьи с самыми светлыми чувствами. Ахматова. 13 янв. 1959. Ленинград».

Годы жизни в Великих Луках – время интенсивной научной работы Василия Никифоровича в области озероведения и рыбоводства. Он обследовал псковские озера, писал отчеты, статьи. Выбрал в Пустошкинском районе место для Алольской экспериментальной базы и несколько лет руководил работами по рыбоводству. Их результаты (разработка норм удобрения озер) были удостоены медали ВДНХ.

Бывать в Питере мог не часто, а когда приезжал, обходил с визитами своих друзей. Утомившись, уезжал домой – к лесу и озерам. Он вел домашнее хозяйство, ухаживал за больной матерью (она пролежала двенадцать лет и умерла в 1977 г.), а затем за сестрой (она умерла в 1981 г.).

Именно в 1970–80 годы Василий Никифорович Абросов сумел завершить свои основные труды по лимнологии – монографии «Озеро Балхаш», «Зональные типы лимногенеза», «Видообразование в озерах», написал более сорока статей.

Абросову принадлежит ряд научных теорий, в том числе теории образования гажи (известковых осадков в озерах) и гетерохронности увлажнения климатических зон Евразии. Последняя теория была высоко оценена Львом Николаевичем Гумилевым и применена им в работе «Древняя Русь и Великая степь».

В последние годы Абросов собирал материалы на темы связи религии и науки, культуры.

Весной 1971 года Василий Никифорович перенес второй инфаркт. Но оправился и продолжал писать свои труды. В ночь на 28 марта 1983 года ему стало плохо, и через двое суток он скончался в больнице. Место, где обрел земной покой Василий Никифорович Абросов, неизвестно.

Елена КАРПУХИНА

 

 

Комментарии (1)

12.06.2015 в 13:49 Птица написал:

Все бы ничего, да только прозвище у В.Н. Абросова было "старая сплетница". И от его несдержанного языка и нездорового воображения кое-кто из современников безвинно пострадал. О какой доброжелательно сти к людям может идти речь?

архив новостей

Loading...

Реклама

скб-банк

Каталог организаций