Главная Краеведение Редкая удача поисковиков

Редкая удача поисковиков

04.06.2014
Редкая удача поисковиков

Удивительным результатом завершилась вахта памяти, которую провели в мае в Великолукском районе поисковики из Республики Татарстан. Неподалеку от деревни Фотьево ребятам из отряда «Поиск» (г. Нижнекамск) удалось обнаружить и почти со стопроцентной вероятностью идентифицировать останки советского воина, погибшего здесь в годы Великой Отечественной.

Найти солдата, считающегося пропавшим без вести, – цель всех поисковых отрядов. И хотя с окончания войны прошло почти 70 лет, до сих пор находят и поднимают останки тех, кого в свое время не смогли, по разным причинам, похоронить по-человечески. Иногда удается установить имя бойца. Каждый такой случай считается удачей. Установить имя помогают так называемый смертный медальон (если солдат внес в него свои персональные данные), какая-либо надписанная личная вещь – например, портсигар или ложка. В некоторых случаях поисковикам помогает обнаруженная при останках медаль – тогда по номеру награды в архивах можно найти необходимые сведения. На моей памяти есть несколько примеров того, как имя погибшего удается установить по номеру на деталях самолета, – речь, понятно, идет о летчиках.

Но случай с поисковиками из Нижнекамска можно считать уникальным. Им удалось установить личность по… петличкам на шинели.

О начале работы поискового отряда из Татарстана мы уже рассказывали (см. «Новый день» № 20). Тогда же объяснили интерес ребят именно к окрестностям бывшей деревни Липенка, находившейся рядом с деревней Фотьево. В январе 1942-го, за год до окончательного освобождения Великих Лук, здесь приняли бой бойцы 80-го отдельного лыжного батальона, приданного 257-й стрелковой дивизии.

По данным поисковиков из Татарстана, к Липенке вышли около 160 красноармейцев. Им удалось перерезать одну из дорог, по которым шло снабжение гитлеровского гарнизона. Но после упорного боя, который, по разным сведениям, длился от одного до трех дней, нашим войскам пришлось отступить. Потери фашистов составили как минимум 110 человек убитыми. Были потери и у нас – в одном из донесений, которое удалось разыскать в архиве Министерства обороны, говорится о 21 погибшем и двух пропавших без вести.

Известно, что останки пяти бойцов из погибших близ Липенки были позже, в 50-х годах, перенесены на мемориал в деревне Золотково Великолукского района. Но что с остальными, были они перезахоронены или так и остались лежать на месте боя? Установить это и пытались поисковики из Нижнекамска, уже в третий раз приезжающие в город на Ловати.

С помощью коллег из великолукского отряда «Возрождение», которым руководит Александр Петров, ребята из «Поиска» на месте уточнили район работ. И вот – удача, да еще какая!

Когда я приехал к месту раскопа, поисковики, действуя в основном скребками и кисточками, уже почти полностью освободили найденные останки от земли.

– Положение скелета указывает на то, что погибшего, скорее всего, стащили в какую-то яму, – рассказал мне командир нижнекамцев Владимир Котенков. – Что это за яма, непонятно. На воронку не похоже – в этом случае в земле было бы полно осколков, остающихся от разрыва мины или снаряда. Мы же нашли всего два осколка – один в верхних слоях земли, другой стал причиной гибели бойца, в правой височной области есть след слепого осколочного ранения. На окоп тоже не похоже – нет ни стреляных гильз, ни патронов.

Очищая правую ключицу, поисковики нашли петличку с тремя кубиками на ней – знак отличия политрука. Среди находок также – несколько пуговиц от шинели, бляха от брючного ремня, котелок, подсумок с рубашкой от гранаты РГД-33 и кусочки материи, служившей для набивки зимнего головного убора. Уже в моем присутствии поисковики обнаружили и левую петличку, также с тремя привинченными кубиками.

– Странно, что нам не удалось найти валенки, – продолжил делиться своими наблюдениями Владимир. – И еще то, что у него было абсолютно пусто в карманах – нет ни мелочи, ни даже карандаша, который обычно имел при себе каждый офицер. Все это говорит в пользу того, что погибший был наскоро даже не захоронен, а просто присыпан землей. Перед этим у него забрали все, что могло пригодиться. Это могли сделать и наши солдаты, и немцы, и кто-либо из местных жителей.

В донесении, на которое опираются в своих поисках нижнекамцы, значатся несколько офицеров – лейтенантов и политруков. Но лишь один политрук, как записано в документе, погиб и захоронен у Липенки. Это – Василий Иванович Новиков, 1906 года рождения, уроженец г. Челны (так в документе) Татарской ССР, погибший 31 января 1942 года.

Значит, найденный боец – политрук Новиков? Поисковики в этом почти уверены. Утверждать так полностью мешает то обстоятельство, что Василий Новиков уже значится перезахороненным в д. Золотково. Впрочем, такой казус можно объяснить – в производившихся сразу после войны перезахоронениях могли опираться в основном на записи в донесениях о потерях. А всех ли перезахоронили и кого именно – кто мог ответить на эти вопросы, если могилы были безымянными, а при останках не было ни документов, ни медальонов?

Погибшего политрука захоронят на территории Переслегинской волости. Местные власти пообещали нижнекамцам, что останки при этом положат отдельно от других солдат, чьи останки, возможно, еще будут найдены другими поисковиками.

– Наши друзья в Татарстане уже начали поиск родственников Новикова, – сообщил мне Владимир Котенков. – Если удастся их найти, то мы будем просить их разрешения провести ДНК-анализ останков. Только тогда сможем точно ответить, действительно ли мы нашли политрука из донесения 80-го лыжного батальона…

Но даже если подтвердить это не удастся, поисковики из Татарстана все равно считают свой приезд в Великие Луки удачным. Ведь даже один боец, найденный в ходе вахты, уже точно будет захоронен так, как это и положено.

Константин ЗАВИСТОВСКИЙ

Фото автора

Комментарии (0)

архив новостей

Loading...

Реклама

скб-банк

Каталог организаций