Главная Краеведение Путешествие по родному городу

Путешествие по родному городу

14.08.2013

В июне мне позвонила знакомая: «Ты не хочешь съездить на экскурсию по Великим Лукам? Насколько я помню, тебя всегда интересовала их история». Да, я интересовался историей города. Но к экскурсиям относился с прохладцей. Обычно это – изложение общеизвестных или малоизвестных фактов хорошо поставленным, но казенным языком. Родившись здесь и безвыездно прожив почти 60 лет, я думал, что и сам кое-что знаю о родном городе.

Трех часов, проведенных в обществе историка и краеведа Владимира Орлова, было достаточно, чтобы понять, что я ничего не знаю. По край ней мере, знаю очень мало.

Свой маршрут под названием «Мой город родной, Великие Луки!» автобус «Издательства Сергея Маркелова» (как оказалось, оно уже не первый раз организует подобные поездки) начал с бывшей Театральной площади, в 1968 г. переименованной в площадь Рокоссовского.

Всегда считалось, что будущий маршал родился в Великих Луках. Но, как говорит, Владимир Викторович, даже сам Рокоссовский путался относительно места своего рождения. То ли это была Варшава, то ли Великие Луки. Бесспорным фактом остается то, что первые три года своей жизни он прожил в нашем городе.

После небольшой остановки на площади Ленина мы проследовали в крепость к обелиску Славы, ранее известному как Памятник эстонским воинам. Велика заслуга Эстонского корпуса в освобождении Великих Лук, велики были и потери. Погибло 75% от личного состава. Вечная им память.

Но война есть война. Два эстонских батальона решили переметнуться к немцам. В начале 1943 года исход войны ох как был неясен. Переход не состоялся. Залп «Катюш», как говорят сейчас, решил проблему. Не будем судить их строго, помня о том, как обходилась советская власть с населением вновь присоединенных в 1939–1940 годах республик.

Сфотографировавшись у обелиска Славы и памятника Александру Матросову, экскурсия, минуя улицы Дворецкую, Розы Люксембург, Ставского, взяла путь к следующему пункту назначения – Братскому кладбищу.

Из всех улиц, существовавших в начале XX века, только пять сохранили названия. Одна из них – Дворецкая – получила свое наименование от «путевого дворца», построенного для императрицы Екатерины Великой во время ее путешествия в Крым.

Какое отношение к Великим Лукам имела Роза Люксембург, я не понял. А вот с улицей Ставского, бывшей Долгой, в 1990-е годы вышел казус. На волне демократии, гласности были обнародованы некоторые архивные документы. И оказалось, что тов. Ставский, будучи секретным сотрудником НКВД, способствовал ликвидации антисоветского подполья в среде творческой интеллигенции г. Москвы. А посмотришь на фотографию – нормальный мужик, смеется. До чего все-таки внешность бывает обманчива. Запахло скандальчиком, дело решили огласке не предавать и оставили все как есть.

Возле общежитий сельхозакадемии, одно из которых расположено в здании бывшего духовного училища 1913 года постройки, другое – девятиэтажное (студенты прозвали их «Рейхстаг» и «Пентагон»), автобус свернул к Коломенскому кладбищу, а затем через так называемый «новый мост» выехал на ул. Холмскую.

Слева по ходу движения привлекло внимание двухэтажное здание довоенной постройки, в котором располагалось городское отделение НКВД. Позднее, когда его стали перестраивать под школу-интернат, там обнаружили камеры пыток и трубу для стока крови, выходящую в Ловать. Приятный подарок детишкам от наследников железного Феликса...

Улица Гастелло (Кукинская) до революции была знаменита «Домом трудолюбия» (в 1970-е годы это было общежитие физкультурного института, ныне жилой дом). Сюда определяли воришек, бродяг, проституток и прочие «сливки общества». Давали кров, одежду, питание, пытались приобщить к труду. Насколько успешно – не знаю, но даже сама попытка вызывает уважение.

Сто лет спустя в город приезжает эстонская делегация ветеранов, зашли полюбоваться Свято-Вознесенским собором. И вдруг – на тебе, появляется нечто, напоминающее чудовище из «Аленького цветочка» и молвит человеческим голосом: «Дядь, дай десять копеек». Это мы привыкли к родным бомжам, а бедные чухонцы перетрухнули изрядно, но денег не дали. Наши же доброхоты подают: «Похмелись, миленький, во славу Божью». После чего «миленькие» такое творят, что хоть святых выноси...

Братское кладбище. Более 30 тысяч захоронений. Солдаты, мирные жители, дети – все нашли здесь последнее пристанище. От коренного населения Великих Лук после войны осталось 150 человек. Да и самого города фактически не было, одни развалины. Было даже предложение не восстанавливать, а построить город в другом месте. Слава Богу, возобладал здравый смысл.

На проспекте Гагарина нас также ожидала достопримечательность – старинный дом из красного кирпича, построенный в начале XX века, известный в свое время как дом Машека, инженера-железнодорожника, честно служившего царю-батюшке, а затем и большевикам, пока последние не прислали директиву на паровозоремонтный завод – выявить 50 врагов народа. Там посовещались и решили – дадим 80. Паровозом пустили Машека, уж больно фамилия непонятная. Специалист, правда, хороший, да ведь своя шкура дороже. Вот такие энтузиасты были наши деды.

Впереди нас ждал мрачный бункер полковника фон Засса, расположенный в районе железнодорожного узла. Последний схрон фашисткого коменданта крепости. После войны его судили в составе 11 нацистских преступников. И в январе 1946 года, при огромном стечении народа, повесили на Рыночной площади (район ул. Зверева). В качестве компенсации за причиненные злодеяния неизвестные представители обиженного населения ночью содрали с повешенных сапоги. Пусть спасибо скажут, что не до нага раздели. Повисевшие немного, в назидание другим, трупы были вывезены за город и зарыты в овраге.

А мы подъезжаем к последнему рубежу нашей интереснейшей экскурсии – Малкинским высотам, месту подвига колхозника Матвея Кузьмина. Здесь также хватает белых пятен. Во-первых, Кузьмин никогда не был колхозником, а жил единоличным хозяйством. Во-вторых, Владимир Орлов рассказывает, что еще в юности он проходил маршрутом героя и время, затраченное на это, не превышало часа. В рассказе же советского писателя Бориса Полевого Матвей Кульмин водил немцев по лесу всю ночь. Как он сумел заморочить фашистам голову на трехкилометровом отрезке, непонятно.

Без малого четыре часа пролетели как одна минута. С организаторами экскурсии мы попрощались возле театра драмы. Каждый участник экспедиции получил автограф писателя-историка Владимира Орлова на его книге «Окно в исчезнувший мир. Великие Луки», выпущенной ко дню города «Издательством Сергея Маркелова». А редактор Ольга Антонова пожелала новых интересных встреч на маршрутах.

Михаил РЕДИКОВ

Комментарии (1)

22.08.2013 в 16:41 Ольга написал:

Спасибо огромное за статью!!! Прочитала с удовольствием. Я, к сожалению, тоже не знаю историю нашего города. Подскажите, как можно попасть на такую экскурсию и купить книгу Владимира Орлова?

архив новостей

Loading...

Реклама

скб-банк

Каталог организаций