Объявления
Интервью
Фотогалерея
Нашу историю оценили. В 80 рублей…
Полгода назад вместе с группой великолучан, любителей истории, мне повезло побывать в деревне Слепнево Куньинского района. До сих пор помню то восхищение, с которым мы знакомились с экспозицией местного музея. Создатель этого храма истории Владимир Павлович Вербицкий более 35 лет собирал экспонаты, рассказывающие о жизни и быте наших предков.
Программу экскурсии мы попытались было дополнить посещением местечка, где в годы войны силами женщин и детей был построен военный аэродром. Не удалось – в начале марта снега было еще много. Впрочем, общее впечатление от поездки это не омрачило. Пытаясь передать в отчете об экскурсии тот заряд позитива, который мы получили, свой материал я даже назвал оптимистично: «До встречи летом, история!» (см. «Новый день», № 11).
Встретиться летом не удалось. На Вербицкого навалились неприятные заботы.
– Из районного отдела культуры мне поступило уведомление, что 1 октября мой музей закрывается, – рассказал мне Владимир Павлович. – Причины, как мне пояснили, три. Во-первых, пожарные заставляют подключить сигнализацию. Вторая – нужно провести электричество. Наконец, третья – на район с таким малым населением, как Куньинский, положен, дескать, всего один музей.
Хотя Владимир Павлович сам создавал свою экспозицию, собирал экспонаты, выпрашивал под свое детище здание бывшей школы, все же его музей самостоятельной структурой не является. Официально он – филиал Куньинского краеведческого музея.
– Мой музей – это «хвостик» Куньинского, – говорит Вербицкий. – И вот теперь этот хвостик хотят обрубить.
К названным Владимиром Павловичем причинам нужно добавить еще одну, по-видимому, главную. Обрубив «хвостик» и сократив штатную единицу (Вербицкий получает зарплату аж в 1500 рублей), в районе планируют поднять зарплату другим сотрудникам сферы культуры. Повышение произойдет в ноябре и составит, по слухам, целых 80 рублей.
Вот она, получается, цена нашей истории – 8 червонцев!
Даже если слух не верен и повышение средней зарплаты составит не 80, а 800 или – невероятно, но все же предположим – 8000 рублей, разве это меняет суть дела? Действующий музей с уникальной коллекцией пойдет под нож. Наша культура, как шагреневая кожа, подвергнется очередному сокращению, чтобы создать эффект растущего благополучия. Интересно, что закроют в следующий раз? Куньинский краеведческий музей? А потом?
Понятно, что по большому счету не администрация Куньинского района виновата в возникшей ситуации. Может, даже и областную власть не стоит упрекать. Сказали сверху повысить среднюю зарплату за счет внутренних резервов – вот и выкручивайся народ на местах кто как может. Закрывайте библиотеки, заколачивайте клубы. И это происходит не только в Куньинском районе, и не только в сфере культуры…
Сколько всего предметов истории хранится в здании бывшей Слепневской школы, даже сам Владимир Павлович не может назвать. Одних только книг у него собрано около 2000. Часть экспонатов Слепневского музея, как заверили Вербицкого, заберут в Кунью. Но только лишь часть, притом небольшую. Несколько предметов, возможно, пополнят экспозицию Куньинского музея. Еще около 300 отправятся на хранение… в подвал районной библиотеки. А остальное?
Года два назад такая же судьба постигла музей в селе Боталово, созданный энтузиазмом местной женщины-библиотекаря. Музей закрыли, библиотекаря сократили, экспонаты неизвестно где…
Между тем близ музея в Слепнево уже нет-нет и появляются люди, которых иначе как стервятниками не назовешь.
– Уже приезжали, ходили вокруг, – посетовал Владимир Павлович. – На меня даже не обращали никакого внимания. Делили между собой: это я себе заберу, а это – ты себе.
До срока, установленного властями района, остается меньше месяца. Но Вербицкий не теряет надежды, что что-то еще можно будет исправить и каким-то образом найти другое решение проблемы.
– В районной администрации пообещали придумать что-то альтернативное, – говорит Вербицкий. – Я сказал, что отказываюсь от зарплаты, мне она не нужна. Если они так в ней заинтересованы – пусть забирают. Только пусть оставят мне музей, оставят школу. Ведь все равно здесь все разворуют, если музея не станет: стекла повытаскивают, полы снимут, печки разберут… А так бы я и здание сохранил, и люди могли бы приезжать с экскурсиями.
Еще одна надежда – на спонсоров. Провести сигнализацию и подключить электричество, по предположению Вербицкого, стоит около 200 000 рублей. Неужели эти деньги дороже нашей истории?
Константин ЗАВИСТОВСКИЙ