Объявления
Интервью
Фотогалерея
Есть слухи и легенды, а есть факты
Прочитал в «Новом дне» № 32 рассказ М. Редикова «Путешествие по родному городу». Автор рассказа об экскурсии по Великим Лукам пишет кое-где явную неправду, а кое-где свои домыслы выдает за истину. Дело было давно, очевидцев скоро вообще не останется – говори что хочешь. А все-таки меру знать надо. Если же все, что написано, говорил экскурсовод, то это печально. Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется...
Как человек, кое-что лично видевший (мне в ту пору было 13–14 лет), я решил осветить некоторые вопросы.
Казнь немецко-фашистских преступников состоялась не в январе, в 1 февраля 1946 года. И были повешены не 11, а 8 человек. Трое получили сроки – 15 и 20 лет. Каюсь, не один я сбежал тогда с уроков в школе и лично сам все видел. Среди казненных были генерал Раппард, полковник фон Засс (это звание ему присвоил Гитлер, когда он сидел в бункере и не хотел сдаться), майор Зонненвальд, директор ПВРЗ Ганн, еще Пешель, остальных фамилий не помню. Замыкал этот список переводчик-каратель. Так, по порядку званий, стояли виселицы.
Виселицы были поставлены ночью, базарная площадь была оцеплена толстыми канатами. Внутри оцепления ходили офицеры, все в папахах – значит, в немалых званиях. Подъехала машина-«воронок», из нее вывели немцев. Под каждой виселицей стояла грузовая машина с откинутыми бортами, на ней – табуретка. Немцев поставили на табуретки, связали им руки за спиной.
По радио зачитали приговор на немецком, а затем и на русском языках. По команде машины сдвинулись с места, а фон Засс не стал дожидаться этого, сам оттолкнул табуретку (идейный фашист). Все казненные повисли и почему-то стали вращаться. Вращение постепенно прекратилось.
Хорошо помню, что у фон Засса свалилась с головы пилотка (именно пилотка, хотя была зима). Пешель то ли прокусил губу, то ли еще от чего, но у него потекла слюна и замерзла. Так они висели три дня. Возле виселиц ходил часовой. Место было очень хорошо освещено, на недостроенном здании напротив был установлен большой прожектор (сейчас в этом здании магазин, рядом почтамт).
Я не слыхал, чтобы с повешенных сняли сапоги. Был я там и через два дня после казни. Может быть, ночью, когда их сняли и повезли закапывать?
В день казни, как только машины отъехали, народ просто смял ограждение, подошел поближе, но никто не пинал повешенных.
А в январе 1946 года в городе заседал трибунал – в здании кинотеатра «Победа», но туда пускали только по пропускам.
Вот Редиков пишет, что «неизвестные представители обиженного населения» сняли с повешенных сапоги. Само это выражение оскорбляет память загубленных людей. Пусть он хоть возьмет книгу Владимира Винка «Конец фон Засса» и прочтет свидетельства оставшихся в живых. Недопустимо в таких случаях сбиваться на игривый тон: «...в качестве компенсации за злодеяния содрали с повешенных сапоги. Пусть спасибо скажут, что донага не раздели»... Даже читать неприятно.
Еще автор пишет, что Матвей Кузьмин не был колхозником. Какое это имеет значение? Просто мода такая – охаивать все советское. Ему непонятно, как Кузьмин водил немцев всю ночь на трехкилометровом отрезке? Во-первых, границы города тогда были не те, что теперь. Во-вторых, стоял февраль и дороги были, как вы понимаете, не расчищены. А дело в том, что этим выражается недоверие писателю Борису Полевому, описавшему подвиг Матвея Кузьмина. Но Полевой писал не протокол, а художественное произведение. А здраво рассудив, можно ли представить, что Кузьмину присвоили бы звание Героя Советского Союза, если бы он пошел против линии партии и отказался вступить в колхоз? Я так не думаю.
Автор пишет, что были обнародованы некоторые архивные документы, свидетельствующие о том, что «В.В. Ставский способствовал ликвидации антисоветского подполья, но дело решили огласке не предавать». Хотя бы фактик какой привел: где было обнародовано и почему постеснялись проявить принципиальность? Про мертвого человека говори что хочешь. Это просто некрасиво. А ведь когда В.В. Ставского хоронили у нас в городе, приезжал отдать последний долг товарищу Александр Фадеев. Может быть, и о нем «ходили слухи»?
А труба для стока крови, выходящая в Ловать из здания на ул. Холмской?!! Ведь хорошо известно, что в этом районе была скотобойня, да еще и живодерня. Об этом пишет Владимир Орлов в своей книге «В поисках утраченного». Сколько же это надо зарезать людей, чтобы кровь текла по трубе? Если и была кровь, то кровь зарезанной скотины. Ее сгустки рыбаки брали для насадки. Об этом пишет Орлов, а НКВД свои дела не афишировало.
«Было даже предложение не восстанавливать город, а построить на другом месте». Еще одно безосновательное утверждение. Да, город был очень разрушен, но он жил. Еще не закончилась война, а уже было принято правительственное постановление «О первоочередном восстановлении 15 древних русских городов», в число которых попали и Великие Луки.
Я приехал в город в августе 1944 года после последней и самой жестокой бомбардировки (бомбили в основном станцию). Разрушений было очень много, но паровозное депо работало, обеспечивая и фронт, и тыл паровозами, движение не прекращалось. Работала баня возле депо, работала фабрика-кухня, строилось жилье. И сейчас на ул. Гвардейской стоят «финские» дома, в одном из которых мы жили.
В сентябре 1944 года я пошел в 6 класс школы в районе ПВРЗ. Она была еще не совсем восстановлена, но мы учились. А в сентябре 1946 года я поступил в железнодорожный техникум. Причем там уже учились ребята на старших курсах, значит, техникум начал работать в 1944-м и люди успели окончить два курса.
Город продолжал жить и обустраиваться. Сейчас даже представить нельзя, каким он был до войны и сразу после нее. В 1952 году был принят первый генеральный план развития Великих Лук. Согласно плану число жителей должно было составить 60–70 тысяч человек. В годы СССР наш город был отмечен как образцовый. Надо продолжать все хорошее.
Я советую М. Редикову почитать книги К.И. Карпова «Улицы Великих Лук», В.И. Винка «Конец фон Засса», В.В. Орлова «Окно в исчезнувший мир». А если экскурсовод когда-нибудь скажет: говорят, ходили слухи и т. д. – включайте голову, думайте. Есть слухи и легенды, а есть факты. Надо отличать одно от другого.
Оскар ФРУМИН
ОТ РЕДАКЦИИ
Мы попросили Владимира Орлова прокомментировать это письмо. Владимир Викторович согласился с тем, что в материале М. Редикова чрезмерный акцент сделан на «жареные факты». Конечно, в ходе экскурсий упоминаются и такие факты, а также городские легенды – без этого рассказ был бы слишком сух и академичен. Но они не должны заслонить настоящую историю города и его жителей. Действительно, надо отличать одно от другого.
Рассказ Оскара Фрумина – драгоценное свидетельство очевидца. Несмотря на юный возраст в далекое послевоенное время, Оскар Моисеевич запомнил много интересных и значимых подробностей.
Вот только по поводу здания, где располагалось НКВД, – неточность. Речь идет о здании на ул. Половской, где сегодня находится центр образования. А скотобойня была в районе нынешней ветстации и АЗС. В здании на Половской, по свидетельству очевидца, была камера пыток. Существовала и труба. Конечно, реки крови по ней не текли, труба просто выполняла роль канализации, ведь центральной канализации тогда в городе не было.