Объявления
Интервью
Фотогалерея
Был настоящим бойцом...
«Здравствуйте. Я – Алишер Дамирович Ачилов, внук Салаха Каримовича Ачилова. Большое спасибо за написанную статью. Мы с отцом живем в Ташкенте. Пишите, будем рады пообщаться».
Только по фамилии и стало понятно, о какой статье шла речь в этом коротеньком письме, пришедшем на электронный адрес редакции.
Эта история началась год с небольшим назад. Сотрудники военкомата обратили внимание на необычный архивный документ, высланный в Наркомат обороны офицерами 5-го гвардейского стрелкового корпуса. В донесении сообщалось, что при занятии новых позиций возле деревни Возгрино под Великими Луками солдаты-гвардейцы обнаружили тела военнослужащих, погибщих еще в ноябре-декабре 1942 года. Героев захоронили, тех, чьи имена удалось установить, перечислили в составленном акте.
В конце документа была небольшая приписка, что у одного из оставшихся безымянными, у лейтенанта, обнаружена медаль «За отвагу» № 76071. По номеру медали сотрудникам военкомата удалось узнать имя бойца – им оказался лейтенант Ачилов Салах Каримович, 1907 г.р., заместитель командира 5 роты 953 стрелкового полка 257 стрелковой дивизии.
Эту необычную историю нам поведала помощник начальника 2-го отделения отдела военного комиссариата Псковской области по г. Великие Луки, Великолукскому, Куньинскому и Новосокольническому районам Светлана Кузнецова, принимавшая непосредственное участие в установлении имени бойца. Рассказ был опубликован сразу после новогодних праздников (см. «Новый день», № 1). И вот – неожиданный отклик!
Конечно, мы попросили Алишера рассказать о дедушке. Алишер прислал большое и подробное письмо, несколько фотографий. Весь рассказ мы не можем опубликовать, но очень приятно отметить, как семья – дети, внуки, а теперь уже и правнуки – бережно хранят память о человеке, 70 лет назад не вернувшемся с войны.
Прежде всего Алишер попросил выразить огромную благодарность сотрудникам военкомата.
«Передаю благодарность от имени трех детей, десяти внуков, многочисленных правнуков и родственников Салаха Ачилова. Кропотливая работа сотрудников военкомата позволила восстановить доброе имя моего деда, место его захоронения», – написал Алишер.
В семейном архиве хранят вырезку из полковой газеты «Вперед к победе» от 20.10.1942 г. В ней – небольшая заметка о награждении Салаха Ачилова медалью «За отвагу». В архиве также – два извещения. В одном, полученном из штаба 953 стрелкового полка, говорится, что Салах Каримович погиб 24 декабря 1942 года. В другом извещении, полученном из Октябрьского райвоенкомата г. Ташкента, стоит иная дата гибели – 27 ноября 1942 года. Рассказывая об этом, Алишер добавляет, что его бабушка оплакивала деда дважды...
У Салаха было четверо братьев. Все они погибли в Великой Отечественной войне. «Мой прадед Карим-бобо и прабабушка умерли от горя и голода», – пишет Алишер.
В предвоенные годы Салах Ачилов успел получить хорошее образование. В 1929 году он окончил Бакинский педагогический техникум. В тот же год поступил в Бакинское пехотное училище.
После этого Салах много работал, преподавал (в разное время) в Самаркандском промышленно-экономическом техникуме, Таджикском сельхозинституте, зерновом техникуме в Шахрисабзе (город в Кашкадарьинской области Узбекистана – ред.).
Салах не только участвовал в ликвидации безграмотности среди трудящихся (за что был, кстати, награжден почетной грамотой наркомата просвещения Узбекской ССР, которая также хранится в семейном архиве), но еще и помогал сельчанам.
Привлекают внимание такие документы: «Почетная грамота политруку 5-й роты батальона особо-чрезвычайного ударного полка по сбору хлопка Мирзачульского района от штаба штурма» и «Благодарность за умелое руководство и мобилизацию колхозно-батрацких и середняцких масс по ликвидации прорыва на хлопковом фронте».
Для тех, кто не прочувствовал запах эпохи, могу пояснить: сбор хлопка – это чрезвычайно тяжелый труд. В то время никаких хлопкоуборочных комбайнов не было и в помине, собирали урожай только вручную. Между тем хлопок – ценнейшая техническая культура, белоснежное волокно требовалось не только текстильщикам, но и военной промышленности, для производства взрывчатых веществ. Поэтому можно понять, почему молодая страна уделяла такое внимание хлопководству, применяя к сбору урожая военную терминологию.
Незадолго до Великой Отечественной Салах Ачилов работал учителем неполной средней школы № 32 при Сталинском сельсовете Орджоникидзевского района г. Ташкента.
Хорошее образование получила и жена Салаха – Кумри. В 1933 году она окончила Самаркандское женпедучилище. В годы войны министерство просвещения Узбекской ССР поручило ей организовать детдом для приема детей, эвакуированных из Крыма, Кавказа и Поволжья. Целых 16 лет, с 1944-го и вплоть до расформирования в 1960-м, она была директором детдома № 34 Джанбайского района, неоднократно избиралась депутатом сельсовета.
Вот такое, далеко не полное, изложение рассказа о Салахе Каримовиче Ачилове, который был настоящим бойцом – и в труде, и на фронте. В далеком Ташкенте сейчас очень надеются, что его имя будет увековечено на одном из воинских мемориалов в Великолукском районе. Как сообщил нам Алишер, Ачиловы уже связались с главой Лычовской волости Валентиной Васильевой. Она обещала помочь.
Константин ЗАВИСТОВСКИЙ