Объявления
Интервью
Фотогалерея
<<Бессмертный полк>>: Солдаты невидимого фронта
Январь занимает особое место в истории юга Псковской области. В первый месяц 1943 года советские войска освободили Великие Луки от фашистов. Еще через год врага изгнали и из пределов Великолукского района. Но мало кто знает, что январь 1942 года тоже можно отметить отдельной строкой. В первую военную зиму на временно оккупированных под Великими Луками территориях формировалось и крепло сопротивление. Но и враг не сдавался, пытаясь навязать свой, «новый порядок». Об этом – рассказ человека, лично знавшего многих патриотов, бойцов невидимого фронта.
Напоминаем, что присоединиться к акции «Бессмертный полк» может любой. Вырежьте купон, заполните его и приносите в редакцию. И 9 мая мы вместе пройдем в праздничном шествии, держа в руках портреты наших родных и близких – воевавших на фронтах мам и пап, бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. Тех, кто победил фашизм.
Одним из создателей партизанских отрядов на территории Великолукского и Невельского районов был Андрей Иванович Козлов. Сегодня я хочу рассказать и то, чему сам был свидетелем, и то, о чем узнал недавно от людей, знавших Андрея Ивановича.
Родился он в 1913 году в деревне Юпино Невельского района Калининской области. Отец – Иван Моисеевич Козлов считался в округе зажиточным крестьянином. По их хутору проходил участок строящейся железной дороги Великие Луки – Невель, строительство которой было закончено в 1904 году. На этой же территории был построен и временный кирпичный завод. Государство выкупило землю, заплатив Ивану Моисеевичу, как владельцу участка, значительную сумму.
Андрей стремился к знаниям, несмотря на то, что остался без матери малым подростком. Отец и мачеха, имея финансовую возможность, способствовали учебе Андрея. Поскольку в то время жители окрестных деревень были безграмотными, они обращались к юноше с просьбами написать письмо или заявление.
Когда Андрей достиг призывного возраста, он ушел служить в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию (РККА). Служил в артиллерии. По окончании службы работал секретарем Мошинского сельсовета Невельского района. В 1941 году его избрали председателем этого же сельсовета.
Началась Великая Отечественная война. 16 июля 1941 года территорию Мошинского сельсовета оккупировали немецкие захватчики. По заданию Невельского райкома ВКП(б) Андрей Иванович остался на оккупированной территории для проведения диверсионной работы. В его задачи входило, в частности, создание на великолукской земле партизанского отряда.
Нужно отметить, что в первые месяцы оккупации среди населения ощущалась растерянность. Многие не знали, что делать, были и такие, что верили немцам и шли к ним служить добровольно, от всей души.
Представители немецкой комендатуры расклеивали листовки с требованием к населению выявлять евреев и коммунистов и сообщать немцам их место нахождения. За укрывательство евреев и коммунистов полагалась смертная казнь через повешение. На железнодорожной станции Опухлики, где размещался гарнизон немецких войск, установили три виселицы.
Из местных жителей стали формировать отряды полицаев, волостные управы. В деревнях, расположенных у проселочных дорог, стали размещать заградительные отряды из числа немецких войск и местных полицаев.
Вместе с тем и советское руководство принимало меры, чтобы в тылу врага разгоралось сопротивление. Вернулись в Невельский район отступившие вначале в советский тыл местные партийные и советские руководители: С.И. Мусатов (он позже погиб в партизанском отряде в районе деревни Борисоглеб, в то время Невельского района), М.М. Шатухо (занимался подпольной работой в Невеле), Е.Ф. Янковский, Н.В. Новюсов и другие.
Андрей Иванович Козлов идет служить бургомистром Мошинской волости. Должность позволяла разъезжать свободно, не вызывая подозрений у врага. В своих поездках Андрей Иванович искал надежных людей, устанавливал контакты – с целью создания партизанского отряда. Так, ему удалось установить связь с директором неполной средней школы в Опухликах Иваном Ивановичем Виноградовым, который возглавлял подпольную группу.
В деревне Череухино Мошинской волости, где жил отец Андрея, создается полицейский участок. Старшим полицейским здесь стал местный житель Денис Кочура. Полицейским стал и его зять Григорий Кириллов. Но Андрею Ивановичу Козлову удалось внедрить своего человека – по рекомендации идет служить полицаем Иван Константинович Дюранов. Это был военнослужащий РККА, 1920 года рождения. Молодой человек служил на западной границе. Попав в окружение и пытаясь избежать плена, вернулся в родную деревню. Иван Дюранов стал сподвижником Козлова.
После разгрома советскими войсками немцев под Москвой, когда полчища фашистских захватчиков были отброшены от столицы до Великих Лук, сопротивление оккупационному порядку стало расти с каждым днем. Создавались партизанские отряды, оживилась работа групп подпольщиков, направленных в тыл врага советским командованием.
7 января 1942 года по инициативе Андрея Козлова в деревню Борисоглеб направляется Герасим Ильич Рыбиков. Коммунист, до войны он был председателем колхоза «Красный колос» Мошинского сельсовета. С помощью Иосифа Леонтьевича Мормулева, 1889 г.р., жителя д. Авчинниково (в то время Комшанского сельсовета Невельского района, ныне это деревня Овчинниково Великолукского района) Герасим Рыбиков успешно добирается до места назначения и становится командиром роты отряда. Я сам был свидетелем, как Рыбиков и Мормулев, уединившись в доме последнего, долго переговаривались о чем-то.
Но чем явственнее стало ощущаться организованное сопротивление оккупационному режиму, тем больше проявляли зверств оккупанты.
По доносу предателей фашисты начали облаву на участников сопротивления «новому порядку». В конце января Андрея Козлова и Ивана Дюранова схватили и повесили на станции Опухлики, казнили директора Опухликовской школы Ивана Виноградова и его жену учительницу Анну Ивановну. Также оккупанты казнили учительницу школы Варвару Иосифовну Юрьеву, жителя Опухлик Петра Парфеновича Гурова. Только через 50 лет удалось отыскать место, где были преданы земле тела казненных в Опухликах.
Всех схватить врагу не удалось. Ушли от расправы дежурный по станции Опухлики Борис Ефимович Ильинов, его жена Ирина Семеновна и трое их детей, житель деревни Журы Невельского района Афанасий Власович Шедов, его жена Анастасия Федоровна и их шестеро детей. Борис Ефимович после стал разведчиком, а Афанасий Власович и его сын Павел сначала ушли в партизанский отряд, а потом вступили в действующую армию и воевали на фронте. Об этом мне рассказал Николай Иванович Медведев, бывший партизан, воевавший вместе с Шедовыми в 3-й Ударной армии. Дочь Афанасия Власовича – Екатерина Заслонова – ныне проживает в Борках.
Иосифа Мормулева расстреляли полицаи. Иосиф был хорошим кузнецом. Однажды к нему пришел кто-то из партизан. Подкараулив, полицаи убили Мормулева и партизана (его имя, к сожалению, так и не удалось установить). Затем фашистские приспешники бросили тела и ушли. Партизаны ночью забрали расстрелянных и похоронили в Комше, на гражданском кладбище Бардино. Ныне в Овчинниково живет дочь Мормулева – Мария Иосифовна, она ухаживает за могилой героев.
Тем временем партизанский отряд, который начал формировать Козлов, набирался боевого опыта. Командиром отряда стал Федор Тимофеевич Бойдин. Родился он 4 марта 1921 года в деревне Осиновый Рог Великолукского района в крестьянской семье. Окончив в 1939 году среднюю школу, поступил в Пензенское артиллерийское училище. Лейтенантские погоны получил в июне 1941 года.
Будучи командиром артиллерийского взвода, прошел с боями от западной границы до Вязьмы, где оказался в самом пекле сражений. Попал в окружение. С группой младших командиров пытался прорваться в расположение своих войск. Это не удалось. Спустя годы он вспоминал, как началась его партизанская жизнь: «С оружием в руках я добирался до Великих Лук, где вступил в небольшой партизанский отряд». Фактически Бойдин не просто вступил в отряд, но и стал его командиром.
Комиссаром отряда стал Павел Александрович Новиков. Также из числа окруженцев, попавших в «котел» на западной границе. Родом Новиков был из города Усть-Каменогорска.
Фашистские прихвостни, причастные к гибели Козлова и других патриотов, не ушли от ответственности. Партизаны организовали за ними слежку. Вечером 21 марта 1942 года, когда новый бургомистр Мошинской волости Мусатов (однофамилец упоминавшегося выше С.М. Мусатова), старший полицейский Кочура и его зять Кириллов сели ужинать (дело происходило в деревне Череухино), партизаны окружили дом и предложили сдаться. Но прислужники «нового порядка» залезли на чердак дома и стали отсреливаться. Тогда командир отряда дал команду:
– Не стрелять. Выпустить из дома женщин и детей, а дом – поджечь. Не тратить зря патроны.
Женщин и детей выпустили, дом партизаны подожгли и стали ждать. Когда жилище охватило пламенем, первым спрыгнул на землю с чердака новый бургомистр волости. Партизанская пуля тутже сразила его насмерть. Вторым выпрыгнул старший полицейский Кочура. И тоже упал, сраженный пулей. Партизаны решили, что он убит, но, оказалось, что Кочура был ранен. Он скончался по дороге в немецкий госпиталь.
Полицейский Кириллов спрыгнул незаметно, и партизаны в темноте приняли его сначала за своего. Но когда увидели, что Кириллов убегает, стали стрелять вдогонку и ранили в ногу. После войны Кириллов и другие пособники фашистов были осуждены на длительные сроки тюремного заключения.
Сын Козлова – Олег Андреевич проживает в настоящее время в поселке Коноша Архангельской области. Он родился в 1939 году и очень смутно помнит своего отца.
Я, свидетель того трагического и вместе с тем героического времени, повествую историческую правду. С единственной целью – я хочу выступить против фальсификаторов, извращающих события минувшей войны в угоду новым агрессивным устремлениям недоброжелателей России. И еще я надеюсь, что этот рассказ позволит привлечь интерес к истории партизанского движения нашего края, которой в последнее время совсем не уделяется внимание.
Леонид Иванович ДРОЗДОВ,
хранитель музея «История совхоза Пореченский».
Январь 2014 года.
Леонид Иванович! С привеликим удовольствием прочитал Вашу статью. Эта статья про нашего родственника. Если бы удалось найти материалы о деятельности Обовского Николая Александровича и Козлова Андрея Дмитриевича, они так же принимали участие в партизанском движении. Со слов дочери Обовского он был связным между Невельскими подпольщиками и партизанами. Она лично рассказывала как он уводил их в партизанский отряд перед наступлением РККА в 1943 году. А Андрей Дмитриевич (мой дед и дядька Андрея Ивановича)часто ходил в партизанский отряд, только подробности мне не известны.
С уважением Виктор. kozlov-viktor@yandex.ru