Объявления
Интервью
Фотогалерея
Бессмертный полк: позывной – <<Баркас>>
Моя прабабушка, Анастасия Ивановна Воронова, родилась 14 декабря 1923 года. Когда началась Великая Отечественная война, ей было 17 лет. Жила она на тот момент в Москве, а ее семья – мама, младшие сестры и братишка – в деревне Шиклино Великолукского района. После объявления войны прабабушка сразу поехала к своей семье. Вскоре Великолукский район заняли немцы. Эвакуироваться семья не успела. Немцы поселились в соседней деревне, а в деревню Шиклино приезжали за продуктами. Отбирали у жителей сало, масло, сметану, картошку, хлеб и другие продукты, угоняли скот на мясо. Когда немцы приезжали, прабабушка старалась одеваться в простую, некрасивую одежду, платком повязывала голову и даже сажей мазала лицо, чтобы не понравиться немцам.
В 1943 году наши войска освободили деревню от немцев. Но Красной Армии нужны были помощники. Уполномоченные ходили по домам и агитировали молодых девушек. Нужны были прачки, кухонные работники и прочий обслуживающий персонал. Моя прабабушка с другими девушками пошла служить в армию. Сначала она работала прачкой, затем поваром. Но девушка хотела быть медсестрой, выносить с поля боя раненых, оказывать им помощь. Командир части решил испытать Анастасию, сможет ли она выполнять такую работу. Он повел ее к тяжелораненому бойцу, которому при взрыве оторвало руки и ногу. Прабабушка, увидев его, потерла сознание. Так желание быть медсестрой не осуществилось. Но она все равно решила быть на передовой линии фронта и участвовать в боевых действиях. Прабабушка стала связисткой. 29 ноября 1943 года она приняла военную присягу. Ее позывной был «Баркас». Мою бабушку часто посылали в разведку. Она в крестьянской одежде ходила по деревням, якобы искала пропавшую корову, а сама собирала сведения. Иногда приходилось лежать ночью на холоде около какой-нибудь деревни и запоминать, сколько и какой немецкой техники проходит.
Моя прабабушка не просто участник Великой Отечественной войны – она участница боевых действий. Анастасия Ивановна воевала в 951-м артиллерийском полку 391-й стрелковой дивизии. Эта дивизия входила в состав 3-й Ударной армии. Анастасия Ивановна награждена медалью «За отвагу». Я горжусь, что меня назвали в честь моей прабабушки.
Анастасия ИВАНОВА,
10 класс, лицей № 10
ОТ РЕДАКЦИИ:
Нельзя было не обратить внимание на дату в начале рассказа Насти Ивановой – 14 декабря 1923 года. Это значит, что в ближайшую субботу Анастасия Ивановна Воронова отмечает 90-й день рождения! Ну как, скажите, не попробовать узнать что-то больше того, чем смогла написать нам ученица 10-го лицея о своей прабабушке?
Любые воспоминания ветеранов – на вес золота. Живые свидетельства тех, кто пережил годы войны, передают нам запах уходящей все дальше эпохи. Как люди жили, что чувствовали, что видели – интересна любая мелочь!
Анастасия Ивановна, например, часто вспоминает, что люди на войне хронически не досыпали. Спали два часа в сутки. Ни постели, ни подушек – на все случаи жизни у солдат была шинель. Ее расстилали вместо матраса, ею укрывались, как одеялом. Единственное, что не могла компенсировать шинель, – время на отдых. Люди спали на ходу. Анастасия Ивановна говорит, что до момента, как попала на фронт, никогда бы не подумала, что можно вот так – идти и спать…
Кому-то это может показаться комическим. Нам – нет. Если задуматься, это воспоминание свидетельствует о том, какое невероятное напряжение сил испытывали наши деды и прадеды.
Сколько лет прошло после войны, но до сих пор Анастасия Ивановна видит ее во сне. Взрывы снарядов, гибель друзей и себя, молодую девчонку, вызывающую по рации боевых товарищей. И во сне она посылает им свой позывной «Я – «Баркас»! Я – «Баркас»!»
Кроме заданий по разведке, о чем написала Настя Иванова, ее прабабушке приходилось выполнять и другие обязанности связиста. Например, восстанавливать оборванные линии связи. Однажды, идя вдоль провода, Анастасия Воронова сбилась с верного пути. Провод пробросили по верхушкам деревьев, в одном месте он пересекся с другой линией связи, и «Баркас» по ошибке пошла вдоль нее. Вышла… к «Катюшам». Гвардейские минометы считались сверхсекретным оружием, и на появление незнакомой связистки отреагировали так, как и должны были, – арестовали. Хорошо – разобрались, отпустили.
Оказывается, до того как попасть непосредственно на передовую, Анастасия Воронова некоторое время прослужила в тыловых подразделениях. Первые две-три недели была прачкой. Потом срочно понадобился повар. На фронте никто не спрашивал дипломов. Разговор был коротким: «Умеешь готовить?» – «Дома готовила обеды» – «Все, назначаешься поваром!»
Полевая кухня – это значит, что готовишь еду на ходу. На машинах полевой кухни были установлены бочки с водой, железные печки-очаги. Варить приходилось в основном концентраты и макароны. Картофель – редкость, по праздникам. Однажды машина, на которой ехали, перевернулась. Все остались живы, правда, получили разные травмы. Анастасия Воронова сломала ногу. Конечность распухла так, что пришлось разрезать сапог. Но уже через день, как ей оказали помощь, она снова была в строю.
Так же на ходу приходилось и учиться – уже позже, когда стала связистом. Командир показал что и как – и все!
Мечта стать медсестрой сбылась, но уже после войны. Вплоть до ухода на пенсию Анастасия Ивановна проработала в тубдиспансере.
Сегодня, поздравляя Анастасию Ивановну с юбилеем, мы прежде всего желаем ей здоровья! И чтобы всегда ее окружали любящие ее родные и близкие – ее дочка, внуки и правнуки. Как нам удалось узнать, на день рождения приедет и праправнучка.