Главная Краеведение А истина где-то посередине

А истина где-то посередине

16.01.2013

К 70-летию одного из ста великих сражений Второй мировой войны – Великолукской наступательной операции 1942–1943 годов

Пять лет назад я написал статью, посвященную 65-летию окончания «Сталинградской битвы в миниатюре», являющейся неотъемлемой частью стратегической операции трех фронтов «Марс». Статья предназначалась для юбилейной книги «Северный Сталинград», но по определенным причинам в нее не вошла. Для большей объективности в освещении темы наряду с советскими источниками мной были использованы и несколько книг зарубежных авторов, среди которых книга Франца Куровски «Группа армий «Центр». 1942/1943» (Подзум – Палас, 1989 г.).

Кто-то из моих оппонентов скажет: «Какая же это «новая» книга? Она издана в 1989 году!?» Да, это так. Но для Великих Лук книга Ф. Куровски действительно новая! Ее нет ни в одной библиотеке Псковской области и даже в Москве – в бывшей библиотеке им. Ленина (ныне – Российская государственная библиотека) и в Институте военной истории. Как же она появилась в моей библиотеке и что из себя представляет?

Предыстория такова. В июне 2006 года переводчица с немецкого Г. Пролетова устроила мне встречу с немцем Г. Гофмайером, который приезжал в Великие Луки с целью разыскать место гибели своего отца (очевидно, Г. Пролетова знала, что я тоже на протяжении 28 лет искал могилу своего отца, погибшего в 1944 году). Об этой встрече писали пять великолукских газет. В конце июня того же года Пролетова сообщила о том, что в Великие Луки приезжает еще один гость из Германии с той же целью – найти место гибели своего двоюродного брата, деревню Меленка.

Мы встретились в гостинице, и я по схемам Великолукской наступательной операции, большие копии которых имеются у меня, объяснил Вернеру Келайну (так зовут приехавшего) ход операции и показал примерное место расположения бывшей деревни Меленка, которая являлась одной из конечных точек, докуда в январе 1943 г. прорвались дивизии группировки Шевалери, чтобы попытаться деблокировать остатки немецкого гарнизона под командованием полковника фон Засса. До города (по К. Типпельскирху) «…оставалось всего 3 км…» (по моим данным – от 2,5 до 3 км).

В руках Келайн держал довольно объемистую книгу в красочной обложке на немецком языке. Он нет-нет да и открывал ее, как бы сверяя мой рассказ с текстом и небольшими, довольно примитивными схемами, помещенными в книгу. Я попросил В. Келайна полистать книгу. Оказалось, что на ее обложке перечислены все населенные пункты от Рудни и Витебска до Новосокольников и Великих Лук. Через переводчицу я попросил гостя коротко рассказать, о чем эта книга. Вернер Келайн пояснил, что это описание боевых действий группы армий «Центр» в 1942–43 годах, причем Великолукской операции в нем было отведено около двух третей из 660 страниц.

Видя, что я очень заинтересовался книгой, Келайн предложил «бартерную сделку»: я ему даю мои схемы, а он мне – свою книгу. Я сказал, что такие схемы имеются в книге «Вклад сибирских воинских формирований в разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом», хоть и в меньшем масштабе, и предложил обмен книгами, на что он согласился. И мы скрепили «сделку» рукопожатием на набережной Ловати возле моего дома.

В августе того же года наша делегация ездила в город Белый Тверской области на 10-летие Мемориального комплекса воинам-сибирякам, где президент фонда профессор М.Д. Хетчиков предложил мне подготовить доклад для военно-исторической конференции о Великолукской операции, которая планировалась на 2007-й год, год 65-летия создания 6-го Сталинского стрелкового корпуса и операции «Марс» (и прошла, как и планировалось, в Твери). И я приступил к подготовке.

Прежде всего сделал компьюторный перевод полученной книги (великолукскую ее часть) и, когда начал в нем разбираться, понял, что передо мной замечательное документальное изложение Великолукской операции! С ее предысторией, началом наступления 3-й Ударной армии, развитием событий на внешнем фронте, во внутреннем кольце окружения города Великие Луки, буквально по дням и по часам. Причем это не однобокое изложение с немецкой стороны, а с использованием приема: «с точки зрения советских военачальников (документов)».

Освещение военных событий производится с различных позиций: командования 83-й пехотной дивизии (генерал Шерер), командования 59-го армейского корпуса (генерал Шевалери) и управления группы армий «Центр». Описание же сражения за собственно Великие Луки произведено как бы изнутри, поэтому мне показалось, что автор книги Франц Куровски был непосредственным участником боев, может быть, одним из офицеров штаба фон Засса или «группы управления 83-й пд», которая входила в состав гарнизона Великих Лук. Некоторые события он описывает от своего имени, особенно последние дни гарнизона, о своем ранении и некоторые сведения о нахождении в спецлагере для военнопленных в Боровичах на Валдае (Новгородская область). Там он заболел тифом, плевритом и воспалением легких и только благодаря заботам одного русского пожилого врача и особенно врача Ольги остался в живых. «Я ее никогда не забуду», – пишет он.

Многие сведения о боях в городе не совпадают с советскими источниками (Галицкий, Семенов, Паульман…) и сводками «Совинформбюро», о которых я частично рассказывал на страницах газет. Среди них такие, о которых стоит задуматься и старым, и молодым – так ли нам преподносили и преподносят до сих пор военную историю государства Российского и, в частности, историю Великолукской наступательной операции?

Я имею право заявлять об этом, так как в дополнение к книге недавно получил еще один документ – «План обороны г. Великие Луки (24.11.1942 – 20.01.1943)» на немецком языке, который целиком и полностью совпадает с текстом книги Куровски, в том числе по датам. И, главное, на нем нанесено действительное положение войск группировки Шевалери, прорвавшихся к городу не на 3 км, а на 1 (Рябики – место расположения нынешнего п. Нагорный) – 2 км (бывшая д. Меленка – д. Фотьево)! Именно от Фотьево был произведен прорыв группы немецких танков в крепость под командованием майора Трибукайта.

Согласно плану город был разделен на пять зон обороны: заречная, центральная (до Лазавицы), между Лазавицей и «теплой канавой», железнодорожная и нынешняя Зяблище – «пьяная гора». Все зоны обороны между собой и по периметру города были оборудованы проволочными многорядными заграждениями с «ежами», траншеями, ходами сообщений, опорными пунктами в виде дзотов с пулеметно-пушечным вооружением, огневыми точками с гарнизонами и большим количеством боеприпасов.

Боеприпасы, продовольствие, вооружение и запчасти к нему, вещевое и медицинское имущество во время блокады гарнизону по радиозапросу доставлялись авиацией, планерами, их сбрасывали на парашютах в контейнерах, а это многие десятки тонн!

По состоянию на 31.12.1942 г. в составе немецкого гарнизона насчитывалось 6875 солдат и офицеров, в том числе: в крепости батальон (500 чел.) под командованием капитана Дарнедде; в восточной части (3–4 зоны обороны) 6000 и 300 эстонских «добровольцев» с огромным количеством вооружения и боеприпасов. В то время как «Совинформбюро» 1 и 2 января 1943 г. сообщало: «…В ПОСЛЕДНИЙ ЧАС. На Центральном фронте наши войска в результате решительного штурма овладели городом и железнодорожным узлом ВЕЛИКИЕ ЛУКИ. Ввиду отказа сложить оружие немецкий гарнизон города истреблен…» Спрашивается: если немецкий гарнизон был «истреблен», то почему город и крепость освободили только 16–17 января 1943 года?

С приближением к городу на расстояние 1–2 км генерал Велер по радио передал фон Зассу и Дарнедде предложение прорываться к немецким войскам в районы Фотьево-Меленка и Рябики. Этим предложением воспользовался только гарнизон «цитадели»: «16.01.43 г. в 2.00 час. Из крепости через пролом вырвались 30 чел., а в 5.30 с отрядом майора Трибукайта ушли 102 чел. (15 оф., 24 унтера, 63 солдата). В крепости остались раненные (около 200 чел.), с ними ст. врач Верейм, два унтера и два санитара». Фон Засс отказался от прорыва, так как у него было более 2000 раненых.

В книге приведены потери немцев по периодам и в целом за время Великолукской наступательной операции, которые в два с лишним раза (безвозвратные потери) ниже, чем потери 3-й Ударной армии. Много и других полезных сведений. В короткой статье всего не расскажешь.

Поэтому я предлагаю издать отдельной брошюрой мою несостоявшуюся главу в юбилейную книгу «Северный Сталинград», которая была опубликована в журнале «Военно-исторический архив» (№№ 11 и 12 за 2008 г. № 1 за 2009 г.) и перевод посвященной Великим Лукам части книги Франца Куровски, так как в своей работе я взял некоторые сведения из нее и трудов других авторов. Чтобы она была в библиотеках, в архиве, в краеведческом музее, в школьных музеях города и района. Ибо только сопоставляя сведения, полученные из советских источников и мемуаров, со взглядом «с другой стороны», мы можем составить правдивую картину о тех или иных событиях Великолукской наступательной операции, так как истина обычно находится «где-то посередине».

Год назад я отдал перевод великолукской части книги Франца Куровски в издательство Сергея Маркелова, но из-за отсутствия денег, как объяснил мне издатель, книгу невозможно издать. Поэтому я обращаюсь к тем патриотам, кому не безралична военная история нашего города воинской славы. Города, за который шло одно из ста великих сражений Второй мировой войны (оно упоминается в книге с таким названием). Окажите помощь в издании перевода книги Франца Куровски!

Год назад я передал текст перевода книги также в городской архив, в музей и в редакии великолукских газет. Кроме того, некоторые главы книги были опубликованы в «Великолукской правде», куда их передавал переводчик – профессор ВГСХА А. Мордашев.

Олег БОНДАРЕНКО-СНИТИН, полковник в отставке

 

Комментарии (0)

архив новостей

Loading...

Реклама

скб-банк

Каталог организаций