Объявления
Интервью
Фотогалерея
Люди крепки как скала
Недавно мы рассказали о ходе капитального ремонта типовой панельной пятиэтажки на улице Щорса («Закапиталить не удалось…», «Новый день» № 50). О скандальной, иначе не скажешь, истории дома № 7, которая еще далека до счастливого завершения. Год заканчивается, срок завершения работ, определенный в контракте, истек 25 ноября, а люди уперлись и категорически отказываются подписать акт о приемке дома.
Этот, на первый взгляд, локальный конфликт грозит тяжелыми последствиями для всего города. Федеральный фонд содействия реформированию ЖКХ может на этом основании отказать в будущем году в выделении денег на капитальный ремонт жилья. Так что ничего удивительного в том, что события грозят перейти в горячую фазу.
Черту нормальных взаимоотношений между жильцами дома, которые являются покупателями услуг, и конторой, которая предлагает им эти самые жилищно-коммунальные услуги, они давно перешли. Во всем цивилизованном мире эти отношения формулируются фразой: покупатель всегда прав. И это правило действует, пусть и с издержками, во многих сферах нашей жизни. За исключением ЖКХ, которого странным образом рыночные преобразования почти не коснулись. Здесь, как в заповедном лесу, еще действуют правила советской торговли, позволявшие продавцу чувствовать себя не просто хозяином положения, а полновластным диктатором.
Только такому человеку могла прийти в голову идея – как обойти слишком упрямых членов комиссии, созданной собственниками жилья. Вместо того чтобы устранять недоделки и брак, руководители управляющей компании «Центральное» (заказчик) и ООО «Горкапремонт» (подрядчик) начали поквартирный сбор подписей среди более покладистых и менее осведомленных жильцов дома. Под напором уговоров некоторые из них согласились подписать акт о приемке дома, ремонт которого все еще далек до завершения.
Незамеченными эти действиями не остались. И реакция на обходные маневры последовала адекватная. Члены комиссии объявили большой сбор жильцов. 23 декабря общее собрание состоялось при довольно хорошей явке. Что, согласитесь, не так уж часто бывает. Проходило оно не в теплом уютном помещении, а после рабочего дня на неосвещенном дворе в слякотную промозглую погоду. Несмотря на такие условия, больше двух часов длился нервный разговор жильцов дома с руководством управляющей организации и строителями.
Тон задала старшая по дому Светлана Чикалова. Обращаясь к соседям, она не стала пенять поддавшимся на уговоры людям на их доверчивость. Она просто зачитала отзывы о проделанной в доме работе специалистов МП «Тепловые сети» и МУП «Аварийно-ремонтный участок», которым так же, как и жителям дома № 7, было предложено подписать акт о приемке капитально отремонтированного здания.
Обе авторитетные организации отказались это сделать. Если энергетики отказались более или менее дипломатично – предложили заказчику и подрядчику сначала завершить регулировку системы отопления и горячего водоснабжения, то АРУ выкатило солидный и конкретный список недоделок, не позволяющих им взять дом под свою опеку. Они, в отличие от сердобольных пенсионеров, прагматики. И хорошо понимают, что все недоделки им самим боком выйдут в ходе эксплуатации дома. Расплачиваться за недоделки из своего кармана АРУ и «Тепловые сети» отказались.
После этого был объявлен сбор замечаний от собственников жилья. Повторный, так как список претензий уже был в свое время вручен руководству управляющей организации. Процедура затянулась на добрые полчаса. Каждый хотел внести свою лепту. Глядя на Светлану Чикалову, которая плохо гнущимися пальцами при свете карманного фонарика записывала, у кого с теплом не лады, где трубы «музыкальные», и в какой квартире вода в туалете и в мойках уходит с фырканьем, тянуло подсказать, чтобы она зашла с другой стороны. То есть спросила бы, кто доволен и чьи ранее высказанные просьбы удовлетворены? Довольных во дворе, похоже, не было.
Чуть позже, когда вопрос был поставлен ребром – принимать дом с такими недоделками или нет – двух мнений уже быть не могло. НЕ ПРИНИМАТЬ! В силу необычности происходящего сообщу, что все подписи «за приемку», на сбор которых было потрачено немало времени, собрание признало недействительными. Не качнула людей даже мощная психическая атака строителей, которые давили на жалость (неужели рабочие, два месяца отпахавшие на доме, без денег Новый год встречать будут?).
Руководитель одной субподрядной организации, которая в актах домовой комиссии была названа в числе допустивших брак, дошел до прямой угрозы назавтра отдать своим работникам команду вскрыть межпанельные швы и заделать их строго по технологии, заложенной в проекте. Это был уже перебор, в котором он покаялся перед наиболее закаленными жителями дома, которые уходили с собрания последними.
Этот напор, как показалось, еще больше укрепил жильцов дома в том, что принятое ими решение правильно. Ведь ничего сверхъестественного они для себя не требовали, просто наставали, чтобы дело, за которое взялись подрядчик с заказчиком, было сделано добротно. Они имели на это полное право. А потому голосовали, не испытывая каких-либо угрызений совести – ими должны терзаться те, кто не уложился с ремонтом в обещанные сроки и выполнил его как попало.
Комиссия запротоколировала ряд случаев, когда строители «сэкономили» средства на «отступлениях» от проекта, и потому отдельно поставила вопрос о направлении этих незаработанных денег на изготовление и установку должным образом новых ванн пароиспарителей. Необходимость выполнения этой работы очевидна, так как живущие на пятом этаже уже с беспокойством смотрят на появляющиеся на потолках мокрые пятна, свидетельствующие о протечках.
«Сэкономленных» денег, по мнению участников собрания, должно хватить также и на подсыпку песком подвала, где можно ноги сломать, и на установку дверей в тамбурах выхода на крышу дома.
Предложения, в принципе, разумны. Вот только с установкой сроков исполнения их, наверное, «новгородское вече» погорячилось. За три дня, которые отвели жильцы дома, руководителям управляющей организации со строителями дай бог переварить это наглое требование и осознать его обоснованность. Это же им в диковинку: из хозяев положения превратиться в послушных исполнителей.
А собственники квартир, ухватив своих «управленцев» за палец, похоже, решили у них всю руку оттяпать. Заблаговременно предупредив руководство «Центрального» о готовящемся собрании, они затребовали подготовить отчет об использовании поступивших от дома средств на содержание и текущий ремонт. И подготовили свои предложения о проведении необходимых работ на первое полугодие, и вручили его директору УО «Центральное» Ларисе Богдановой. Согласитесь, неслыханно.
Отчет Л. Богдановой состоялся. Как он был воспринят? С удивлением. Удивило, во-первых, то, что директор назвала цифры на август. Более свежей информацией в конце декабря она не обладала. А вот цифры затрат у людей вызвали уже не удивление, а возмущение. О ряде якобы произведенных работ они даже не догадывались. В частности, никто не заметил, что в доме отремонтировали почтовые ящики. Сообщение об этом благом деянии было встречено общим смехом.
Отчет, из которого явствовало, что значительная доля средств уходит на содержание управления, не привел к взрыву страстей только потому, что Богданова не так давно пришла к руководству. Директоры в «Центральном», как и в большинстве управляющих организаций, меняются как печатки у модниц.
Платя три-четыре сотни рублей в месяц «на содержание жилья» и постоянно слыша от коммунальщиков жалобы, что собираемые ими средства – жалкие крохи, я считал, что управляющие компании пусть и не подвиг совершают, но уж точно каждый день занимаются благотворительностью. А на поверку? На деле жильцы дома № 7, как оказалось, отдали по этой графе за семь месяцев около 400 тысяч рублей. Задолженность у дома мизерная. Значит, по году где-то за 600 тысяч сборы должны перевалить. За такие деньги любой дом можно превратить в картинку, но перед глазами стояли обшарпаные стены, неосвещенный двор, тротуар в колдобинах...
Вот и решили члены комиссии собственников жилья не ждать милости от управляющей компании – сами вышли с конкретной программой действий. Она включает в себя восстановление освещения входов в подъезды и подвала, ремонт, а где требуется, то и замена дверей в подвал и на чердак, замена замков на дверях, косметический ремонт ни разу не ремонтировавшихся лестничных клеток, покраску цоколя. И еще много чего по мелочи на дворовой территории.
План был принят Богдановой без большого энтузиазма, хотя и с обещанием подумать над его осуществлением. На тот момент она еще могла оставить за собой право «подумать», но когда я дописывал этот материал, мне позвонила Елена Смирнова (еще одна из членов бунтарской комиссии) и сообщила, что услышала по телевидению информацию о введении с нового года положения, согласно которому управляющие компании обязаны будут не думать над просьбами жильцов многоквартирных домов, взятых под свое управление, а выполнять их. А ежели «контора» не внемлет, то ее можно будет не только штрафовать, но и лишить лицензии. Давно бы так!
Еще один штрих к системе взаимоотношений, утвердившихся в ЖКХ. Директору УО «Центральное» Богдановой было вручено требование произвести перерасчет оплаты за якобы потребленные в октябре и ноябре тепло, горячую и холодную воду. Почему «якобы»? Так ведь люди не пользовались всем этим – шла замена инженерных систем. Неужели об этом забыли в управляющей организации? Или думали, что пройдет «на дурачка»?
Как видите, материковые льды сковали систему ЖКХ. Президентские указы, половинчатые реформы, проводившиеся в стране, оказались для них как мартовское солнышко. Чуть подтаяли льды и не больше того. Вот и видится мне в этой истории, что дом № 7 на улице Щорса похож на мощный ледокол, прокладывающий путь великолучанам в борьбе за свои права. Так что будем и дальше отслеживать, как пойдут дела на этом первопроходце.
Александр ЛЕВИЦКИЙ
Карикатура Андрея БУЗОВА
А что по этому вопросу скажут два Борюсика, два депутата? . Борис Николаевич-большой и Борис Николаевич-маленький. Спросите их. Правда, кто из них большой, а кто маленький, судить вам.
Молодцы жители. Вот о таком примере следует подумать всем жителям города и не молчать, а требовать. Могу утверждать, что во всех управляющих шарагах такая практика.