Объявления
Интервью
Фотогалерея
Пьянство за рулем: кто рискует попасть под уголовную статью
С 1 июля вступили в силу изменения правил дорожного движения. В ряде СМИ некоторые из нововведений уже назвали чуть ли не революционными. Как изменится ситуация на дорогах и на что следует обратить внимание водителям и другим участникам дорожного движения? За разъяснениями редакция обратилась к инспектору отдела ГИБДД полиции ОМВД России по г. Великие Луки Ольге ВОРОБЬЕВОЙ.
– Прежде всего нужно отметить, что изменения внесены не только в правила дорожного движения, но и в Уголовный кодекс Российской Федерации. В УК РФ появилась новая статья 264.1. Она предусматривает уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения лицом, находящимся в состоянии опьянения, подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законных требований уполномоченного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, либо имеющим судимость за совершение преступления, предусмотренного частями второй, четвертой или шестой по ст. 264 УК РФ.
– Довольно сложная юридическая конструкция, не каждый, думаю, сможет понять ее с первого прочтения. Давайте «разберем ее по частям».
– Хорошо. Во-первых, что означает «подвергнутый административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения»? Здесь важно понять сроки, временные рамки, в течение которых гражданин считается подвергнутым административному наказанию. В нашем случае – за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Срок административного наказания исчисляется с момента вступления в силу решения суда.
Итак, предположим, суд принял решение о назначении некоему гражданину А. административного наказания, скажем, о лишении прав вождения транспортного средства сроком на 2 года. Решение вступило в силу 1 июля 2013 года, соответственно, срок наказания истек 1 июля 2015 года. После этого должен пройти еще 1 год, чтобы погасить административное наказание. То есть вплоть до 1 июля 2016 года гражданин А. будет считаться подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения. И если в этот период он совершит повторно данное правонарушение, то есть вновь окажется за рулем в состоянии опьянения, то он будет подвергнут уголовному наказанию.
Еще раз подчеркну – отказ от прохождения медосвидетельствования, то есть невыполнение законных требований уполномоченного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, приравнивается к тому, что водитель находится в состоянии опьянения.
Что касается той части статьи, где говорится о лицах, имеющих судимость за совершение преступления, предусмотренного частями второй, четвертой или шестой по ст. 264 УК РФ. Это все преступления, связанные с совершением дорожно-транспортного происшествия лицом, находящимся в состоянии опьянения, отдельные части этой статьи рассматривают разные степени тяжести преступления.
В данном случае также следует учесть, что судимость погашается не в момент окончания реального наказания. Срок погашения судимости зависит от тяжести совершенного деяния и может длиться от 3 до 8 лет. До окончания этого периода лицо, уже отбывшее уголовное наказание, считается имеющим судимость.
Остается добавить, что за совершение преступления, указанного в новой статье Уголовного кодекса Российской Федерации, предусмотрены разные виды наказания, начиная от штрафа в размере до трехсот тысяч рублей и заканчивая лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
– Насколько это нововведение актуально для Великих Лук?
– Оно актуально для всей России, конечно. Но и наш город не остается в стороне. За первое полугодие правоохранительными органами в Великих Луках было задержано 18 водителей за повторное управление транспортными средствами в состоянии опьянения. То есть если бы новый закон вступил в силу не с 1 июля, а с 1 января, то можно было бы говорить о 18 преступниках. Всего же за первые 6 месяцев года нами было выявлено 266 случаев, когда за руль садились лица в состоянии опьянения.
– Какие еще изменения вступили в силу 1 июля?
– Введены новые правила для пешеходов. Теперь, находясь за городской чертой в темное время суток, при переходе дороги или при движении вдоль дороги пешеход обязан иметь на одежде специальные световозвращающие элементы.
Одно из нововведений касается перевозки детей нерейсовыми автобусами. В частности, организаторы поездки обязаны заранее уведомить ГИБДД о составе автобусной колонны, в которой едут дети. Если автобусов один или два, достаточно будет уведомления. На три и более автобусов нужно оформить особую заявку, так как такой колонне полагается несколько автомобилей сопровождения Госавтоинспекции.
Наконец, еще одно изменение, на котором хотелось бы остановиться подробнее.
Обновлены пункты правил, относящиеся к действиям водителя во время дорожно-транспортного происшествия. Теперь водители в случае ДТП, при котором не пострадали люди, при желании смогут не вызывать автоинспектора.
При этом общие обязанности водителей практически не изменились. Как и прежде, в случае аварии водитель обязан остановить автомобиль, включить аварийные сигналы, выставить знак аварийной остановки. Как и ранее, запрещается перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.
После того как выполнены все вышеперечисленные требования, водитель обязан определить, есть ли пострадавшие в ДТП.
Представим ситуацию, при которой произошло ДТП с участием двух автомобилей, пострадавших людей нет. В этом случае водители обязаны освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие. При этом необходимо зафиксировать положение автомобилей и предметов, имеющих отношение к ДТП, в том числе с помощью средств фото- или видеофиксации.
После того как проезжая часть освобождена, участники ДТП должны обсудить между собой обстоятельства происшествия и понять, есть ли у них разногласия. Если есть, то нужно записать имена и телефоны очевидцев аварии, после этого позвонить в полицию и получить дальнейшие инструкции по оформлению ДТП. Здесь уже либо сотрудники ГИБДД приедут на место аварии, либо предложат водителям проехать в отделение для оформления документов.
Если разногласий у участников ДТП нет, то полицию на место происшествия можно не вызывать. Водители могут разобраться на месте (скажем, виновник ДТП согласен тут же оплатить стоимость ремонта), либо самостоятельно оформить документы для страховой компании (если у каждого из участников ДТП есть действующий полис ОСАГО). Наконец, водители – участники ДТП могут оформить происшествие на ближайшем посту или отделении ГИБДД с помощью сотрудников полиции. Для этого необходимо зафиксировать на фото или видео положение транспортных средств, их повреждения, расположение относящихся к ДТП предметов.
– А если при ДТП все-таки были пострадавшие?
– В этом случае водитель обязан принять меры для оказания им первой помощи, вызвать скорую медицинскую помощь и полицию. В экстренных случаях необходимо отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшую медицинскую организацию, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия. После этого освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию. Также надо принять все возможные меры к сохранению данных следов и предметов, организовать объезд места происшествия. После этого записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников полиции.
Записал Константин ЗАВИСТОВСКИЙ