Объявления
Интервью
Фотогалерея
ГАИ изменила мою жизнь
Инспектор заметил нас в самый последний момент. Молодой человек стремительно шагал по коридору навстречу нам, глядя на кипу бумаг в своей правой руке, и поднял голову в момент, когда мы поравнялись с ним. Конечно, он мог бы ограничиться простым «здравствуйте» или даже кивком головы. Но нет! Чуть не споткнувшись, инспектор мгновенно переложил бумаги в левую руку, правую же успел протянуть моему спутнику для приветствия:
– Здорово, Николаич!
И я обратил внимание, сколько уважения прозвучало в этом «Николаич»! Еще подумалось: вот, казалось бы, мелочь, а ведь раскрывает гораздо больше, чем иной подробный и обстоятельный рассказ. Когда в редакции приняли решение рассказать о ком-либо из ветеранов ГИБДД, Ольга Воробьева, инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения, не раздумывая, сказала:
– Конечно, вам нужно познакомиться с Геннадием Николаевичем Бабаевым!
Чуть позже оказалось, что Бабаев и Воробьева – коллеги не просто по структуре, но и по участку работы. Геннадий Николаевич в свое время также несколько лет занимался пропагандой безопасности дорожного движения. Начинал же свою службу в ГАИ нынешний майор милиции в отставке простым инспектором.
– В ГАИ я пришел не сразу, – рассказывает Геннадий Николаевич. – После школы ушел в армию. Попал в пограничные войска, два года прослужил в Карелии. За хорошую службу командование несколько раз поощряло меня отпуском. Но каждый раз получалось, не по моей вине, что в самый последний момент отпуск отменялся. Так за все время службы дома и не побывал.
В общем, вернувшись из армии, недавний пограничник решил отдохнуть от погон. Хотя предложения продолжить службу были самыми настойчивыми. К себе звали и в военкомате, и в милиции – везде были вакансии, и везде нужны были отслужившие срочную молодые ребята.
Но Бабаев решил для себя – «наслужился». Пошел работать на Великолукский завод высоковольтной аппаратуры, помощником мастера.
Гражданская жизнь продолжилась недолго. Силовики не прекращали своих уговоров, и через полтора года Геннадий Бабаев согласился. Переход в ГАИ оформили переводом – была в советское время такая норма в трудовых взаимоотношениях, позволявшая не терять стаж одним и укреплять трудовой коллектив другим.
– В ГАИ я познакомился с замечательным человеком, Юрием Алексеевичем Пресняковым, – вспоминает Геннадий Николаевич. – Он стал моим командиром, наставником, здорово изменил мою жизнь. Я нисколько не жалею, что пошел работать в ГАИ.
Юрий Пресняков был одним из тех, кто стоял у истоков создания отдела госавтоинспекции в Великих Луках. В начале 1970-х он был начальником ГАИ, потом стал заместителем начальника городского отдела милиции. Организовывал всю работу, проводил в практику все те новшества, которые появлялись по службе.
Техники в то время было, конечно, намного меньше, чем сейчас. На всю инспекцию, в которой, кстати, работали около 15 человек, было всего 2 мотоцикла «Урал» и 1 автомобиль «Москвич-412».
Правда, и в городе было мало машин. В 70-х в основном вся техника была в организациях, на заводах да фабриках.
Вначале Геннадий Бабаев работал «на дороге». Потом перевели в отдел по пропаганде безопасности дорожного движения. Но и здесь регулярно принимал участие в рейдах. Однажды, году в 1977 или 1978-м, вспоминает ветеран, стояли с напарником на посту в Зеленой зоне. Вдруг появился фургон со смоленскими номерами. Решили проверить документы. Водитель требованию остановиться не подчинился, наоборот, увеличил скорость. Пришлось пуститься в погоню.
– Связались по рации с коллегами, – рассказывает Геннадий Николаевич. – Кстати, рации были нашего, великолукского производства. Догнали машину уже под Куньей, остановили. Когда вернули нарушителей в город, оказалось, что в фургоне «левый» груз. В то время популярность стали приобретать «дипломаты». Дефицитными чемоданчиками и был набит фургон. Хотя по документам их должно было быть только 300 штук, на самом деле водитель со своим сообщником пытался перевезти раза в 2–3 больше.
В 1980 году Геннадия Бабаева назначили в отдел регистрации автотранспорта.
Казалось бы, что здесь сложного? Сиди и оформляй бумажки. Это – не на дороге стоять, не по предприятиям с лекциями ездить.
– На самом деле регистрация транспорта – это самый трудный участок, – признается Геннадий Николаевич. – Я проработал в этом отделе 20 лет, вплоть до выхода на пенсию.
Приходилось иметь дело с огромным количеством документации – приказы, распоряжения, к которым было еще больше различных дополнений, изменений. Люди приходили с самыми разными заявлениями. К примеру, сегодня человек приносит заявление о регистрации транспорта, а через какое-то время – бумагу с просьбой переоборудовать кузов с одного типа на другой. Бывали и самодельные машины. В то время с целью развития инженерной мысли и инициативности граждан было разрешено создавать собственные машины. Конечно, инспекторам ГАИ потом приходилось вникать в детали, можно ли изобретение выпустить на дорогу.
Отдельное направление – регистрация машин, перешедших по наследству. Нужно было подсказать, какие бумаги необходимо представить, что заверить нотариально. В общем, нюансов с регистрацией машин было много.
Еще больше сложностей добавилось в конце 80-х и начале 90-х, после объявленной в СССР перестройки и в особенности – после развала Союза. Появились машины, которые доставляли через Прибалтику и Белоруссию. Не ко всем из них были документы установленного образца. Приходилось разбираться и в документации, принятой в соседних республиках, ставших государствами. К «москвичам», «жигулям» и «уазикам» прибавились различные иностранные названия. Нужно было определять, какой марки машина, какого года выпуска. Наконец, своих сложностей добавляли и таможенные правила. Они менялись чуть ли не каждый год – в зависимости от политических решений, принимавшихся руководствами стран.
Можно было бы сказать, что все это в прошлом, ведь Геннадий Николаевич уже давно на пенсии. Но дело в том, что ветеран не расстается с любимой работой. Сейчас он по договору с ГИБДД занимается оформлением документоов купли-продажи автотранспортных средств, дает юридические консультации. Основные клиенты – пенсионеры, ветераны МВД. Регион большой, в него входят несколько районов юга области. Так что работы хватает. Поэтому свой профессиональный праздник, с которым мы искренне поздравляем всех сотрудников ГИБДД, Геннадий Николаевич Бабаев встретит не только как ветеран, но и как фактически действующий автоинспектор.
Константин ЗАВИСТОВСКИЙ