Объявления
Интервью
Фотогалерея
Вновь стремимся ввысь?
– Авиация – один из основных видов наших Вооруженных сил, – такое признание из уст Валентина Афанасьева, офицера-подводника, председателя городского совета ветеранов, прозвучало во время торжественного вечера, посвященного 80-летию образования великолукского аэроклуба. Он знал, что говорил. Подводники всегда чувствовали поддержку со стороны авиации.
Вечер встречи, проходивший в Великолукском многопрофильном техникуме, собрал тех, кто в свое время активно занимался в авиаспортивном клубе. Кому-то клуб дал путевку в жизнь, определив будущую професиию, кто-то своими успехами в парашютном, планерном или авиамодельном видах спорта прославлял родной город. Ирина Ломина, Ирина Новикова, Валентина Горева, Александр Борисов, Владимир Алексеев – эти имена уже можно считать легендами.
Аэроклуб в Великих Луках появился в 1934 году. Это было время невероятного подъема военно-прикладных видов спорта. Через занятия спортом страна готовила кадры для развивавшейся промышленности и, главное, – для армии.
– Сотни тысяч ребят, прошедших школу авиационных кружков и секций, в годы Великой Отечественной войны храбро сражались против захватчиков, – рассказывал мне Владимир Иванович Алексеев. – Восемь воспитанников великолукского аэроклуба стали Героями Советского Союза.
После войны аэроклуб возродился в Великих Луках как планерная станция, которую позже преобразовали в авиаспортивный клуб. Несмотря на тяжелые годы, государство не жалело средств, заботилось о материально-технической базе клуба.
Сейчас сложно сказать, сколько людей прошло через секции клуба. Известно, что в 1956 году было подготовлено 60 планеристов. В 1970-м авиаклуб из планерного был перепрофилирован в парашютный, стал готовить ребят для службы в воздушно-десантных войсках. Бывало, за год, по словам Владимира Ивановича, парашютную подготовку получали до 200 допризывников.
Сам Владимир Алексеев пришел в авиаклуб в 1960 году. После службы в авиации Северного флота вернулся в клуб уже как специалист. Работал сначала техником радиоспецоборудования самолетов и планеров, затем – инструктором-летчиком, командиром звена парашютной подготовки, начальником летной части, старшим летчиком-инспектором.
После развала Советского Союза в истории авиаспортивного клуба настали тяжелые времена. Как рассказывали мне участники юбилейного вечера, клуб существовал только усилиями энтузиастов. На свои деньги покупали бензин, заправляли самолеты, чтобы совершить несколько прыжков. Дошло до того, что всерьез встал вопрос о закрытии клуба.
– Приказ о закрытии клуба был подготовлен и ждал подписи губернатора, – рассказал Владимир Матрунич, председатель областной федерации парашютного спорта. – Но так совпало, что мы как раз в этот момент написали письмо, которое мне удалось лично передать Андрею Турчаку. В письме мы просили только об одном: денег не надо, просто приостановите процесс закрытия, а мы уже соберемся и подумаем, как и что сделать. И хорошо, что губернатор пошел нам навстречу!
С 1 декабря Владимир Матрунич назначен новым начальником великолукского авиационно-спортивного клуба. Пока у клуба есть только печать и куча долгов. Но денег на восстановление Матрунич просить не собирается. Сейчас, считает он, нужно начать работать.
– У нас много хороших людей, патриотов не на словах, а на деле, – пояснил мне новый начальник клуба. – Заметьте, как только кто-то начинает что-то хорошее, например, восстановление разрушенной церкви или помощь детскому приюту, так вокруг этого человека сразу появляется группа единомышленников. Так же, уверен, будет и с возрождением великолукского аэроклуба. Ко мне уже подходили многие, говорили: «Ты только скажи, мы будем помогать». Надеюсь на понимание со стороны руководителей города, района, области. В будущее великолукского аэроклуба я смотрю без пессимизма.
Сдержанным оптимизмом поделился со мной и Владимир Алексеев. Государство, считает он, уже стало понимать необходимость усиления военно-патриотического воспитания молодежи. Возрождается коплекс ГТО. А отсюда рукой подать до осознания, что нужно воссоздавать и развивать такие клубы, как великолукский авиаспортивный. Тогда, возможно, исчезнут и разговоры о необходимости привлекать для работы в российской авиации иностранных специалистов.
Еще Владимир Иванович просил передать благодарность тем, кто помог организовать юбилейный вечер: Маруфу Хайдарову, Виктору Александрову, Геннадию Рыбакову, Вадиму Виноградову, Владимиру Кирсанову, Александру Козловскому, Александру Чернику и директору многопрофильного техникума Сергею Дряхленкову. Будем надеяться, что их примеру последуют и другие.
Константин ЗАВИСТОВСКИЙ