Объявления
Интервью
Фотогалерея
Читателем надо успеть стать в детстве
Становление ребенка как читателя не может проходить без активного участия детской библиотеки в его жизни с самого раннего возраста. Она играет роль стимулятора интереса к чтению, поскольку в наш век полноценным читателем надо успеть стать в детстве.
Детские библиотеки нашего города позиционируют себя как универсальные информационные центры для детей, родителей и педагогов. Библиотекари осуществляют мониторинг информационных потребностей читателей, ищут и находят пути и формы распространения информации в детско-юношеской среде. Детские библиотеки выступают организаторами, соучастниками процесса обучения и развития современного детского читателя.
Освоение библиотеками новых информационных технологий, предоставление пользователям доступа к электронному каталогу, к документам на электронных носителях (энциклопедиям, развивающим программам и т.п.) делает современную библиотеку особенно привлекательной для ребенка и подростка. В городской детской библиотеке им. А. Гайдара в медиатеке более 200 электронных изданий энциклопедий и развивающих игр, которые активно используются при проведении библиотечных мероприятий, а также индивидуально читателем-пользователем.
Для привлечения новых читателей постоянно осуществляется координация в работе детских библиотек и учреждений культуры, а также образовательных учреждений города. Детские библиотеки посещают учащиеся школ и воспитанники детских садов. Расширяются зоны читательского обслуживания. Это дети из социального приюта для детей и подростков, из детского санатория «Великолукский», центра реабилитации детей-инвалидов. Группы продленного дня – частые посетители библиотеки-филиала № 4, детского отделения библиотеки-филиала № 1.
На работе библиотек, конечно, сказывается отсутствие постоянных новых поступлений в фонды и их недостаточное количество, но библиотеки изыскивают возможности приобретения новых детских книжек, посещая литературные форумы, книжные ярмарки. Так, совсем недавно, в апреле, библиотеки участвовали в работе книжного форума «Русский Запад» в Пскове. Детские библиотеки смогли приобрести книги из серии «Детвора» с «несерьезными историями для детей» классиков литературы М. Зощенко, Саши Черного, А. Аверченко, В. Ардова и др.
Книги новой серии «Лапы, крылья и хвосты» адресованы юным любителям природы, сами названия говорят, о чем они рассказывают: «Рыбьи страсти», «Лягушачьи приключения», «Воробьиные истории», «Насекомьи сказки» и др. Серия «О чем умолчали учебники» рассказывает о замечательных открытиях в различных областях знания. В сериях «Книги на все времена» и «Мировая книжка» представлены классики детской литературы: Л. Чарская, Э. Портер, С. Сегюр, Л. Олкотт, М. Додж и др.
Детская библиотека им. А. Гайдара приобрела серию замечательных рассказов В. Воскобойникова «Жизнь замечательных детей». Юные читатели смогут узнать, какими детьми были Александр Невский и Петр Первый, Михаил Ломоносов и Екатерина Великая, Александр Суворов и Дмитрий Менделеев, Сергей Прокофьев и Юрий Гагарин. Эта серия включена в список лучших детских книг мира. Книги новых авторов – М. Аромштам, А. Гиваргизова, Д. Сабитовой, С. Георгиева, Д. Пеннак, У. Старк и др. – также поступили в фонды детских библиотек и, надеемся, найдут своего читателя.
В детских библиотеках применяют разнообразные методики привлечения внимания к книге, к чтению с учетом половозрастных, а также индивидуальных особенностей своих посетителей, адаптируя порой и школьные, и клубные формы работы.
Среди наиболее значимых мероприятий по распространению книги и чтения, формированию читательской культуры детей и подростков следует назвать ежегодные праздники для юных читателей «Неделя детской книги», в рамках которых проходят встречи с писателями, презентации новых книг и журналов; читательские конкурсы, конференции, турниры знатоков; клубы юных читателей («Знай-ка» в ГДБ им. А. Гайдара, «Родничок» и «Эрудит» в филиале № 1, семейный клуб «Лад» в библиотеке семейного чтения); программы привлечения других социальных институтов («Волонтеры книжной культуры»: помощь детской библиотеке им. А. Гайдара учащихся из городской школьной думы).
В организации библиотечного пространства, в построении партнерских отношений многое зависит от личности руководителя библиотеки. Хотелось бы отметить заведующих детскими отделениями библиотек, которые постоянно находятся в творческом поиске, стараются быть нужными и полезными не только читателям, но и своим коллегам – библиотекарям.
Ольга Владимировна Опоцкая, заведующая детским отделением библиотеки-филиала № 1, активно проводит мероприятия с детьми. Учителя и родители всегда высоко оценивают ее умение найти нужные слова, чтобы заинтересовать ребенка книгой. Всегда старается отметить активных читателей библиотеки маленькими призами и поощрениями.
Валентина Васильевна Григорьева, ветеран библиотечного дела, заведующая библиотекой семейного чтения, передает опыт организации партнерских отношений своим молодым коллегам, поддерживает тесную связь с активными читающими семьями микрорайона, организует интересные праздники книги и чтения.
Уверенно и достаточно профессионально проявили себя начинающие заведующие Светлана Георгиевна Никонова (филиал № 2) и Марина Владимировна Николаева (филиал № 4). Они активно включились в процесс организации детского чтения на базе своих библиотек, разрабатывают и проводят литературные праздники для юных читателей, ищут новые формы привлечения детей к чтению, организуя всевозможные книжные акции.
В городской детской библиотеке им. А. Гайдара работает творческий коллектив единомышленников, организаторов детского чтения в учебное и внеурочное время. Заведующие отделами З.М. Трофимова и Е.В. Тальдрик постоянно в поиске идей, как доступно, а главное привлекательно представить книгу детскому читателю, как направить чтение детей в сторону развивающего обучения, самообразования. Поэтому в библиотеке постоянно обновляются книжные выставки, проходят премьеры новых книг, выставки детского творчества «Читаем и рисуем вместе с нами», «Волшебный мир сказки» и др.
Библиотекари не стоят на месте, повышают свой профессионализм на занятиях повышения квалификации, посещают библиотечные форумы. Заведующая центром информации по проблемам детства Т.И. Колдунова продолжает обучение в Государственном университете культуры и искусства (г. Санкт-Петербург).
Приоритетными направлениями библиотек в работе с детьми на данный момент являются: содействие социальной адаптации детей, самообразованию, развитию творческих способностей; формирование личности ребенка через чтение как основы духовного и интеллектуального развития; воспитание творческого читателя; развитие информационной культуры у детей.
Детские библиотеки Великих Лук живут, вписываясь в меняющиеся условия, проявляют замечательные способности к адаптации в современном мире, идут к читателю с новыми идеями и предложениями, приглашают к чтению.
Лариса ТЕРЕШИНА,
зам. директора по работе с детьми ЦГБ им. М.И. Семевского