Объявления
Интервью
Фотогалерея
Бюджет города или игра в «угадайку»?
19 ноября состоялось внеочередное заседание Великолукской городской думы. Причиной ее созыва явилась необходимость принятия бюджета города на будущий год.
Предваряя содержательную часть доклада, исполняющая обязанности заместителя главы администрации города по вопросам экономического развития и финансовой политике Наталья Короткова сделала оговорку, что бюджет разработан исходя из умеренно консервативного прогноза.
Что бы это значило? Тут есть необходимость отвлечься от ее выступления и хотя бы вкратце передать содержание прогноза социально-экономического развития города, подготовленного комитетом экономики городской администрации.
В нем отмечается, что после взрывного 2011 года в промышленности города последовало замедление темпов роста выпуска продукции. Если в прошлом году прирост в обрабатывающем секторе составил более чем 34%, то нынче рост оборотов средних и крупных предприятий не достиг и 4%. Да и он достигнут только благодаря тому, что довольно успешно продолжала работать небольшая группа предприятий, выпускающих электрооборудование.
В секторе производителей пищевых продуктов, машин и оборудования результаты хуже прошлогодних. Это не могло не сказаться и на экономическом положении производителей. 17 предприятий получили свыше 800 млн рублей убытков. И хотя 22 предприятия работают с прибылью, но все же сальдированный результат минусовой.
Комитет экономики не прогнозирует перемен в будущем году. Ожидается, что рост индекса промышленного производства составит всего 1–1,5% по сравнению с нынешним уровнем. Не великим ожидается прирост и в строительстве – 3–5%. Это тянет за собою трудности транспортников. И все это отразится на покупательной способности населения, что будет тормозить развитие торговли и сферы бытовых услуг.
На основе этих расчетов комитет по экономике и охарактеризовал предстоящий год как период относительно стабильной социально-экономической ситуации. Как следует из прогноза, подобные тенденции просматриваются и в целом по стране – роста производства не ожидается в ближайшие годы. Откуда после этого ждать больших перемен в бюджетной политике?
Подходя к изложению проекта бюджета, Наталья Короткова вынуждена была попытаться сгладить восприятие депутатами планируемых доходов и расходов, которые были гораздо ниже показателей нынешнего года. Ей пришлось даже сделать экскурс в историю вопроса. Напомнить, что, принимая бюджет 2012 года, дума находилась в еще более щекотливом положении. Тогда, после года, когда бюджет впервые перевалил за 2 млрд рублей, депутатам было предложено согласиться с уменьшением доходной части до цифры ниже 1,2 млрд.
Естественно, со своей стороны областной бюджет обещал, что по мере вхождения области в федеральные целевые программы и по мере наполнения регионального бюджета будет помогать городу. Свое слово администрация области сдержала, безвозмездные поступления из областного бюджета, которые первоначально были запланированы в объеме менее 390 млн рублей, уже за десять месяцев перевалили за 810 миллионов. Оказывать помощь Псков обещает и в будущем году, а потому Наталья Короткова просила депутатов не пугаться того, что в проекте значится скромная цифра – чуть менее 1,3 миллиарда, гораздо меньше, чем уже достигнута ныне.
То же самое происходит и с планированием расходной части бюджета. Расходы планируются на уровне 1,364 млрд рублей. Замечу, что в уточненном на 1 ноября бюджете сумма приближается к 1,8 млрд рублей. Но и расходы будут увеличиваться. Есть гарантия, что город получит существенные суммы на переселение граждан из аварийных домов в благоустроенные, поступят деньги на капитальный ремонт жилья.
Дефицит городского бюджета планируется в объеме 65,5 млн рублей. Это 10%.
Сказать, что все это вдохновило депутатов, нельзя. Хотя один из представителей большинства и назвал документ бюджетом развития. На чем основан этот вывод? Трудно сказать. Если и можно было соглашаться с выступавшими представителями «Единой России», так это только с их акцентом на социальный характер бюджета. Впрочем, за многие предшествующие годы, даже те, когда город жил на нищенские средства, я не помню случая, чтобы бюджет не был социально ориентирован. Всегда львиная доля городской казны уходила на социальную сферу.
Коммунисты были не в восторге от предложенного бюджета, который все же больше напоминает игру в «угадайку», чем закон, который чиновникам надо твердо выполнять, а депутатам – жестко контролировать. Но имеем то, что имеем. 21 голос за принятие бюджета в первом чтении был подан.
Впереди подготовка ко второму, окончательному чтению. Для этого была создана согласительная комиссия. В нее вошли глава администрации города Алексей Новиков со всеми четырьмя своими заместителями. От думы делегированы Николай Козловский, Сергей Гусев, Сергей Агарев, Владимир Спиридонов и Андрей Корнев. Оппозиция даже ради шутки не стала предлагать своих кандидатов.
Александр ЛЕВИЦКИЙ