Объявления
Интервью
Фотогалерея
Севастополь – земля мореплавателей, героев, великомучеников
Нынешний Севастополь появился не на пустом месте. Город и порт возникли там, где высились стены древнего Херсонеса. Севастополь стал преемником старого города, достойным продолжателем его традиций.
Трижды в течение последних трех столетий Севастополь являлся одним из основных форпостов России в ее противоборстве с европейскими государствами. Это было, например, в русско-турецкой войне 1787–1791 годов. Выйдя именно из севастопольской гавани, флот адмирала Федора Ушакова поставил победную точку в борьбе с врагами.
В Крымской войне 1853–1856 годов город становится центральным пунктом нападения противников России. Именно под этими стенами враг отказался от своих планов. Благодаря творческому гению Л. Толстого из его «Севастопольских рассказов» мы знаем о тех событиях. В XX веке Севастополь оказался в эпицентре сражения против фашистского рабства.
Но это еще и город, в котором жили и творили А. Ахматова, А. Куприн, А. Грин, К. Паустовский. Сегодня, на наших глазах, создается очередная глава его истории.
Я – великолучанка, но с этим городом у меня родственные, духовные связи. Я приезжала и видела жизнь севастопольцев, когда это был «закрытый» город во времена СССР, затем – когда это был украинский провинциальный город, живущий былой славой. Наконец, в 2014 году я посетила Севастополь уже наш, российский.
Добираться поездом через Харьков в связи с событиями на Донбассе было опасно для жизни. Поэтому я выбрала путь через Москву до Анапы, а затем автобусом через порт Кавказ и паромную переправу. Это тоже оказалось непросто. Чтобы попасть на паром в июле, приходилось провести в автомобильной очереди 22 часа. В основном это были машины с российскими номерами из разных регионов нашей страны.
Сколько помню себя, подъезжая к Севастополю, испытываешь нечто особенное от предчувствия скорой встречи с этим городом. Проезжаем Инкерман, и вот мы уже в городе. 5 часов утра. Захожу на железнодорожный вокзал, обращаю внимание на обьявление: «Информация для регистрации беженцев из Донецкой и Луганской областей». В расписании есть поезда на Москву и Санкт-Петербург, а на Донецк – продажа билетов по обстановке на фронтах военных действий.
По всему Севастополю видны плакаты: «Русская весна... Что дальше?», «Отстоим Севастополь!» и другие. Во многих жилых домах люди на своих балконах вывесили российские флаги. Явно по собственному желанию.
При общении с родственниками и незнакомыми людьми, я высказывала мысль, не опасно ли сейчас находиться в Севастополе, но мне отвечали: «Россия и Черноморский флот нас защитят». Для убедительности на Доме Москвы и Доме офицеров флота размещены плакаты с фотографиями современного российского вооружения.
В связи с трудностями проезда в Крым в июле, в разгар курортного сезона, поток отдыхающих был явно небольшим. Несли убытки те, кто занимается сдачей жилья в наем. Прямо на пляже они раздавали свои визитки: «Сдается жилье у моря». И можно было снять квартиру у моря весьма дешево.
Но есть и положительная сторона у малого наплыва отдыхающих. Мои родственики говорили, например, что стало легче передвигаться на транспорте, не слишком поднимались цены на продукты в сезон.
Украинские банки, в основном это «Приватбанк», прекратили свою работу в Крыму, а привычных нам банкоматов «Сбербанка» в городе еще нет. В июле платежи выполнялись только через отделения Почты России.
В одной из таких очередей я простояла 2 часа, чтобы оплатить квартплату. Мы уже отвыкли от таких очередей, надо было записаться в список, получить номер и ждать, когда подойдет твой черед и ты попадешь к окошку оператора. В очереди стояли люди разных национальностей, в основном пожилые. Из разговоров с ними я узнала, что севастопольцы любят свой город и ждали того часа, когда он станет частью России.
Одна женщина сказала: «Слава Богу, что это свершилось, я столько ждала!». Мужчина выразил надежду, что с приходом России в городе возродится производство. Он раньше работал на заводе, связанном с ремонтом морских судов, это было необходимо для флота, но потом завод закрыли из-за отсутствия заказов.
Как тенденцию можно отметить: молодежь уезжает в поисках работы – кто в Киев, кто в Москву, кто на Кубань. Еще заметила: некоторые автолюбители, не дождавшись, когда поменяют украинские номера на российские, сами приклеивают этикетку «92RUS» – это севастопольский региональный номер.
Главное впечатление: Севастополь по-прежнему – это город моря и русского духа. Время пробежало быстро, надо было возвращаться домой в Великие Луки.
Елена КАРПУХИНА