Объявления
Интервью
Фотогалерея
Хочу проспект имени мэра!
Никогда не думал, что, находясь в Великих Луках, буду писать о Дубае. Причем не рекламную статью по заказу какого-нибудь турагентства. Да и оба города – не побратимы. Что же может быть у них общего? В том-то и дело, что абсолютно ничего! Поэтому и хочу сразу предупредить, что людям впечатлительным дальше лучше не читать. Особенно водителям.
Мой знакомый Андрей уже несколько месяцев живет в крупнейшем городе Объединенных Арабских Эмиратов. Уехал туда по делам своего небольшого бизнеса. Сразу после переезда в телефонном разговоре он в шутку пожаловался мне:
– Представляешь, здесь все приходится делать по закону! Мы же привыкли у себя: нужно ускорить получение лицензии какой-нибудь – дай «на лапу». Не хочешь иметь проблем с проверками – положи конвертик чиновнику…
Этот разговор вспомнился мне на днях, когда мы с Андреем вновь созвонились. Правда, теперь речь шла уже не о бизнесе. Весть о снегопадах и ледяных дождях, поразивших северо-западные и центральные регионы России, дошла и до Эмиратов. Мой друг интересовался, сильно ли нас замело. Когда услышал, что Великие Луки снежное ЧП обошло стороной, с иронией похвастался:
– А у нас ведь здесь стихия разгулялась! Ливень прошел такой, что местами вода по колено стояла. В СМИ это стало чуть ли не главной новостью. Что интересно, уже на следующий день от последствий ливня не осталось и намека.
Если для России снегопад зимой – всегда неожиданность, то что можно сказать о потоках воды с небес для страны, где простой дождь – редкость? Шутка ли – почти к каждому дереву здесь подведена система капельного орошения!
Конечно, дорожные службы эмиратских городов показали себя на высоте. Они здесь вообще все быстро и качественно делают. Например, когда производят ремонт полотна, то километра за два до места работ устанавливают знаки, которые нельзя не заметить. Прежде чем перекрыть шоссе, сначала делают объезд – не хуже основной дороги и обязательно с разметкой.
Слово за слово, и Андрей рассказал много интересного о ситуации на дорогах в стране, где еще полвека назад ездили только на верблюдах, а сейчас, похоже, автомобилей больше, чем людей.
Местное правительство объявило, что к 2020 году Эмираты станут страной, в которой не будет смертей на дорогах. Для лучшего понимания проблемы – несколько цифр из статистики: 826 погибших в результате ДТП в 2010 году, 720 – в 2011-м.
Для достижения объявленной цели делается многое. Прежде всего, конечно, ужесточили наказания за серьезные нарушения правил. Среди последних – превышение скорости и проезд на красный сигнал светофора.
На всех трассах почти через каждый километр установлены радары, снабженные видеокамерами. Фиксируют скорость и распознают номера. При этом неважно, кто сидит за рулем. Квитанции на штраф придут и простому гражданину, и высокопоставленному чиновнику.
Долгое время местное интернет-сообщество обсуждало, например, информацию о том, что шеф дубайской полиции выплатил в 2011 году штрафов на 3000 дирхам (примерно 820 долларов США). Злостным нарушителям грозит конфискация автомобиля. Недавно некий лихач на своем «Ламборджини» умудрился за пять минут попасть в поле зрения 12 радаров. То есть, по приблизительным подсчетам, ехал со скоростью 140–150 км в час. Полиция конфисковала машину сроком на 360 дней. Кроме того, нарушитель оштрафован на сумму почти в 12 300 долларов США. На некоторое время лишился своей «лошадки» даже исполняющий обязанности главы дорожной полиции Дубая. Автомобиль забрали у него за постоянно повторяющееся нарушение – проезд на красный свет.
В этот момент рассказа я вспомнил наш полугодовой давности разговор о «жизни по закону». Вопрос, возникший после сообщения о пострадавших полицейских, был, конечно, лишним, но я все-таки задал его:
– А что, договориться как-нибудь нельзя? Дать, например, баксов сто…
– Что ты! – почти возмущенно воскликнул Андрей. – Полиция некоррумпирована вообще! Они не стоят, как наши, в России, со своими палочками чуть ли не на каждом перекрестке. Здесь ездят на машинах, в каждой – видеокамера, компьютер, программа по распознаванию номеров сразу выдает: «за хозяином этой машины числится то-то и то-то». Давать взятку бесполезно. Я где-то читал – могу ошибиться, но вроде было написано, что средняя зарплата госслужащего в Эмиратах 15 000 долларов в месяц. При такой зарплате брать сотку за твое нарушение на дороге – это нужно быть полным идиотом.
Почти на каждом светофоре установлены видеокамеры с фотофиксацией. В отличие от России проехать перекресток в Эмиратах можно даже на желтый. Но ни в коем случае не на красный. Чуть только пересек линию на запрещающий сигнал, сразу вспышка фотокамеры: все, «сфоткали»…
Стоит отметить, что перекрестки оснащены не только видеокамерами. Почти везде на определенном расстоянии перед светофорами установлены специальные датчики. Они фиксируют поток транспорта, и если на перпендикулярной улице нет автомашин, датчик переключит для вас красный свет на зеленый. Помогают датчики и движению спецавтотранспорта.
Все же проезд на красный свет пока остается одним из самых массовых нарушений правил. С недавних пор наказание за него ужесточили. Пересечение перекрестка на запрещающий сигнал карается сегодня штрафом в 800 дирхамов (почти 220 долларов США) и конфискацией автомобиля на 15 суток. Кроме того, водителя наказывают 8 штрафными очками. 24 набранных за год штрафных балла влекут лишение права вождения сроком на три месяца.
Говоря о мерах сдерживания, Андрей упомянул еще и о такой местной реалии, как «кровяные деньги». Оказывается, водитель, сбивший насмерть пешехода, обязан выплатить родственникам покойного весьма значительную сумму – до 50 000 долларов США. При этом не важно, виноват он в ДТП со смертельным исходом или не виноват. Просто если происшествие случилось по вине водителя, то он выплачивает также и штраф государству – еще до 10 000 долларов.
После этого легко соглашаешься с надписью на некоторых рекламных щитах. Крупные буквы на двух языках, арабском и английском, – «Скорость убивает!»
– Если будешь писать о дорогах в Дубае, – предупредил напоследок Андрей, – добавь вот еще что. Большинство местных трасс, автострад, тоннелей построены на деньги шейхов и носят их имена. Многие приезжие, особенно из стран СНГ, удивляются, почему в Дубае нет памятников. Я таким отвечаю: здесь весь город – памятник, причем прижизненный! Может быть, поэтому шейхи и хотят идеального порядка на дорогах?
Уже положив трубку, я подумал: большие зарплаты в России вряд ли что изменят. «Оборонсервис», «Росагролизинг», 600 километров труб в Петербурге… Датчики и видеокамеры тоже не выход – ну как опять неожиданно снег выпадет и оборвет электрические провода? А вот дороги и тротуары имени мэра или губернатора – это идея! Если это не поможет, то тогда останется только одно – звать варягов, то бишь шейхов, на царствование.
Константин ЗАВИСТОВСКИЙ
Использованы информация и фотографии сайтов http://chatru.com и http://gulfnews.com
P.S. Только цифры:
Превышение скорости движения на 5%, по данным международных исследований, приводит к увеличению уровня травм в дорожно-транспортных происшествиях на 10%. Уровень смертности при этом возрастает на 20%.
Дубай – столица второго по величине и значимости эмирата ОАЭ. Площадь – около 1120 кв. км, население – 2 262 000 человек (на 2008 г.). Арабы составляли 26,1%, выходцы из Индии – 42,3%, из Пакистана – 13,3%.
Если вы, управляя автомобилем, сбили насмерть мужчину – штраф 10 000 долларов. За погибшую женщину – штраф 5000 долларов.