Объявления
Интервью
Фотогалерея
Рок славы и тайна гения Петра Чайковского
7 мая исполняется 175 лет со дня рождения Петра Ильича Чайковского. По статистике, он является одним из самых исполняемых композиторов в мире. Его музыку можно услышать на театральных подмостках, в концертных залах, в теле- и радиопередачах, даже в рекламных роликах. Это говорит о доступности и доходчивости его музыки. Ее слушают и любят и профессиональные музыканты, и любители музыки, и люди, далекие от музыкального искусства. Наследие Чайковского насчитывает более ста произведений, среди которых десять опер и три балета. В его жизни существовало много тайн и загадок, как, впрочем, и в его смерти.
К юбилею композитора руководитель арт-центра центральной городской библиотеки Светлана Чернышева подготовила музыкальную композицию «Рок славы и тайна гения». Среди гостей были студенты механико-технологического колледжа и творческая интеллигенция города.
На экране мелькали воссозданные образы самого Чайковского, а также людей, сопровождавших его по жизни, – фон Мекк, Рубинштейна, Дезире Арто, звучали отрывки из писем… И, конечно, музыка Петра Ильича, в том числе его последняя 6-я симфония, «Патетическая», – по признанию автора, лучшее из того, что он написал.
Началась композиция с событий холодного сентябрьского вечера 1877 года. Чайковский вышел из дома и быстро, не оглядываясь, направлялся к Москве-реке. В голове у него сверлила всего одна мысль: «Что делать? Что? Умереть или сбежать из этого проклятого дома?!» В этот момент он страстно хотел умереть, хотя с самого детства панически боялся смерти.
О его жизни ходило множество легенд, сплетен… Он действительно был другим человеком. Однажды в жизни он принял решение посвятить себя музыке, и с тех пор всем сердцем и до конца оставался верен этому решению. Но временами Петр Ильич уставал жить. Он предчувствовал вечное свое одиночество – холод жизни, который не с кем разделить. А еще его донимал «суд людской».
К тому времени, когда Чайковский из преподавателя консерватории сделался композитором, в ответ на его музыку зазвучал и суд людской. Он знал, что этот суд, при всей его поверхностности, несправедливости, будет преследовать его вечно, как преследует он всех, кто выносит свои творения на свет Божий.
Суд людской не был к нему снисходителен, кроме того, этот суд был почти всегда коварен. Многие при встрече в глаза шептали ему комплименты, говорили о его бессмертии, а в печати грубо, неуважительно уничтожали его, иногда резко до неприличия. Чайковский огорчался, он бы мнителен, подозрителен. Жизнь сделала его таким – после выхода каждого его произведения поднимался лай музыкальных рецензентов.
Только в конце его жизни суд людской, как бы он ни проявлялся, почти перестал задевать его. Но прежде его ждало много испытаний: ненавистное Петербургское училище правоведения, служба в министерстве юстиции, преподавательская деятельность в консерватории, бедность. И бушевавшая в его душе страсть – сочинять музыку. «Рано или поздно я променяю службу на музыку. Я не воображаю сделаться великим артистом: я просто хочу делать то, к чему меня влечет призвание», – писал П.И. Чайковский.
Он достиг всего, чего можно было достичь: ему рукоплескали Европа, Америка, в России он стал одним из признанных и любимых композиторов. Его последняя 6-я симфония была пропитана явственным сплетением трагедии. Вся боль душевных мук отразилась в этой музыке. В этой музыке был он сам и вся его жизнь с конфликтами и драмами, любовью, славой, осознанием неизбежного конца и реквиемом.
Концертную программу вечера подготовили партнеры арт-центра – лауреат международных конкурсов Елена Сергеенкова (сопрано), концертмейстер Ольга Петрова. Прозвучали романсы на стихи русских поэтов: «Растворил я окно», «Песня цыганки», «Я тебе ничего не скажу». Вячеслав Мацкевич, ученик ДМШ № 1, исполнил фрагмент музыки П.И. Чайковского из цикла «Времена года» – «Май». «Вальс» из «Детского альбома» Чайковского исполнили Анастасия Рябова (скрипка) и Маргарита Шепелева (фортепиано).
Петр Ильич Чайковский всецело посвятил себя музыке, она стала его откровением, выражением чувств, его музой, любовью, смыслом жизни, она стала его бессмертием.
Алексей ЧЕРНЫШЕВ
Фото автора