Объявления
Интервью
Фотогалерея
Поступило предложение – уравнять
Исповедующие политику соглашательства представители власти получили посыл – ввести в школах регионов РФ ношение школьной формы единого образца. Предложение исходило от Владимира Путина, когда он 18 октября прокомментировал конфликтную ситуацию, сложившуюся вокруг ношения хиджабов в одной из школ Ставропольского края, заявив о необходимости уважать религиозные чувства, однако исходить из светского характера российского государства.
Суть истории с головным платком проста. Как сообщает bfm.ru со ссылкой на РИА «Новости», муфтият Ставропольского края недавно сообщил, что несколько семей в Нефтекумском районе пожаловались, что их дочерям запрещают ходить в школу в хиджабах. В сентябре дети спокойно ходили на занятия, однако теперь преподаватели выполняют распоряжение вышестоящих органов, утверждает муфтият. С аналогичной жалобой обращались жители Арзгирского и Степного районов. «Хотелось бы отметить недальновидность наших чиновников, которые демонстрируют не свойственную России религиозную нетерпимость», – говорилось в сообщении.
Замглавы администрации Нефтекумского района Илона Васюк сообщала, что прокуратура проводит проверку.
Министр образования РФ Дмитрий Ливанов на пленарном заседании Госдумы выразил убеждение, что следует создать необходимые правовые условия для предотвращения таких конфликтов. По его мнению, в каждой школе есть пространство для компромисса, что может обеспечить светский характер образования и следование культурным традициям. Уполномоченный по правам детей в крае Светлана Адаменко сообщила ГТРК «Ставрополье», что дети вернулись в школу – теперь они носят косынки.
То есть ничего не изменилось. Девочки ходят в головных уборах и в этом чего-то способного разжечь какую-либо рознь – нет. Да и что плохого в том, что кто-то в качестве верхней одежды использует еще и платок? Может, по религиозным мотивам, а может, и потому, что уши болят, или просто нравится. У нас ведь не запрещено носить нательные крестики так, чтобы все видели?Хотя согласно канонам православной культуры столь личный предмет должен быть максимально простым и его желательно скрывать от посторонних глаз как раз в силу его интимности. При этом для кого-то нательный крестик – предмет веры, а для кого-то исключительно модное ювелирное изделие. И даже самые воинствующие атеисты относятся к такому проявлению религиозности спокойно.
В итоге Путин сказал: «Если не будут все равны и не будут проявлять светскость нашего государства, все остальные, представители всех других традиционных религий, так или иначе в недалеком будущем будут чувствовать себя ущемленными». Путин напомнил, что Россия – светское государство. И предложил вернуть практику ношения школьной формы: «Не обязательно, как в Советском Союзе – одна (школьная форма – Н.В.) на всю страну, но в регионах вполне можно вводить такую единую форму одежды для школы».
Как передает слова главы государства Газета.Ру, Путин подчеркнул, что в данном вопросе заключается проблема не только «религиозного представительства или внешних атрибутов, есть и чисто житейские вещи». «Наверное, не очень приятно, когда одни дети приходят одетые, мягко говоря, шикарно, а другие – совсем, мягко говоря, скромно. В таких коллективах никто не должен чувствовать себя человеком второго сорта», – сказал президент.
Предложение – хорошее. Но кто его оплатит?
Введение единой школьной формы должно, по идее, нивелировать видимую разницу в доходах «богатых» и «бедных» родителей учащихся, снизить количество конфликтов среди школьников на почве социального неравенства, в некоторых случаях – поставить преграду растущей распущенности школяров. Но это сделать не так уж просто.
В Великих Луках предпринимались попытки навязать школьную форму. Во-первых, как показала практика, очень часто качество материала, из которого изготавливается единая форма для всего класса, бывает низким. Оплатить пошив формы из качественных тканей (на это может уйти 10 000 рублей и более) могут немногие родители. Опять социальное неравенство прослеживается.
Во-вторых, школа, позиционирующая себя как специализированная с претензией на высокое качество образования и некую исключительность, если в ней часть детей ходит в форме, а другая часть в одежде по выбору, выглядит не солидно. Подобное «шатание и разброд» – такой школе не к лицу.
В-третьих, часть семей принципиально не согласится одевать своих детей в форму: не все хотят «ходить строем» и не все могут это себе позволить независимо от размера семейного бюджета. Поэтому остается один вариант введения формы – оплату ее изготовления должен взять на себя региональный или муниципальный бюджет. Но, как известно, на это в бюджетах денег нет. Не могут обеспечить формой даже детей из многодетных семей, хотя по закону должны это делать. Да и на ближайшие три года бюджет Псковской области сверстан с дефицитом в 30%.
Впрочем, можно предположить, что на местах поступят, как всегда, небезосновательно понадеявшись на родительскую покорность. И предложат родителям все-таки оплатить покупку школьной формы самостоятельно. Только общего эффекта повсеместного ношения формы добиться не удастся.
Так что идея у президента родилась позитивная, но практически не исполнимая. Нельзя ведь запретить носить какую-либо верхнюю одежду или иные личные предметы, ровно как нельзя и обязать. Если, конечно, не закрепить данное пожелание законодательно.
Наталья ВЫБОРНОВА, гражданский обозреватель