Объявления
Интервью
Фотогалерея
Уйдут ли под воду Великие Луки?
Конечно! Только с одной поправкой – в заголовке название города нужно взять в кавычки. И тогда станет понятно, что речь идет не о каких-то катаклизмах в нашем муниципальном образовании. Хотя претензии к коммунальным службам остаются и проблемы подтопления жилого фонда никто не снимал...
19 марта, в профессиональный праздник моряков-подводников, в Санкт-Петербурге состоялась церемония закладки подводной лодки, которая будет носить имя «Великие Луки». В торжествах приняли участие и великолучане – заместитель главы города Николай Андросович и председатель городского совета ветеранов, почетный гражданин Великих Лук Валентин Афанасьев. Сразу по возвращении в родной город мы попросили Валентина Егоровича поделиться своими впечатлениями с читателями «Нового дня».
– Я сам служил в подводном флоте, – рассказал капитан первого ранга в отставке, – но участвовал в церемонии начала строительства новой лодки впервые. Конечно, главное чувство, которое ощущал, – это гордость. Ведь это не просто лодка, а корабль, который будет носить имя Великих Лук. Мне сообщили о предстоящей церемонии еще 16 марта, и вот все три дня я испытывал необычайный эмоциальный подъем. Не только я, но и Николай Адросович тоже. До какой степени замечательное у нас было настроение, вы можете представить хотя бы по такому факту – мы выехали на машине из Великих Лук в полночь 19 марта и были в Питере уже в 6 утра! То есть буквально «долетели» в каком-то едином порыве.
Лодку будут строить знаменитые Адмиралтейские верфи. Когда великолучане прибыли на место, их уже встречали – в одном из цехов собрались около 400 рабочих, которые и будут непосредственно строить лодку. В мероприятии приняли участие заместитель главнокомандующего ВМФ вице-адмирал Александр Федотенков, губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, генеральный директор ОАО «Адмиралтейские верфи» Александр Бузаков, первый заместитель генерального директора ОАО «ЦКБ МТ «Рубин» Валентин Фролов. Также присутствовали представители тех фирм и предприятий, которые будут участвовать в оснащении боевого корабля всем необходимым оборудованием и вооружением.
Во время митинга все выступавшие отмечали роль, которую сыграли в истории нашей страны Великие Луки. Вспоминали и о том, что пришлось пережить городу во время Великой Отечественной войны, сколько мужества проявили его защитники и какой ценой он был освобожден...
Дизель-электрическая подводная лодка «Великие Луки» будет представлять новое поколение проекта 677 (тип «Лада»). Известно, что субмарины этого типа предназначаются для уничтожения подлодок и надводных кораблей противника, защиты военно-морских баз, морского побережья и морских коммуникаций, ведения разведки. Представители проекта 677 отличаются очень низким уровнем шумности, высоким уровнем автоматизации и, по информации на 2004 год, относительно небольшой ценой по сравнению с зарубежными аналогами.
Хотя проект был разработан еще в конце прошлого века, в его рамках построена пока всего одна подлодка – «Санкт-Петербург». Она долгое время находилась в опытной эксплуатации, по сути, разработчики и производители выявляли недочеты проекта и вносили поправки в конструкцию будущих субмарин. Так что «Великие Луки» станет если не первой, то одной из таковых в поколении модифицированных судов типа «Лада».
Будут ли на «Великих Луках» служить великолучане?
– Конечно, очень бы хотелось этого! – замечает Валентин Афанасьев. – Мне однажды, во время службы, довелось встретиться на корабле с моряком родом из Великих Лук. Я до сих пор помню, сколько радости мы испытали при встрече! А теперь представьте, какую гордость будет чувствовать юноша из Великих Лук, если ему доведется служить на лодке, носящей имя его родного города! Я в ближайшее время рассчитываю встретиться с директорами великолукских школ, с преподавателями ОБЖ и рассказать им о своем участии в церемонии закладки строительства подводной лодки. И буду говорить о том, что уже сейчас нужно ориентировать мальчишек-учеников продолжить после школы образование в военно-морских училищах. Это ведь очень здорово – стать офицером-подводником и, будучи великолучанином, служить на подлодке «Великие Луки»!
Поинтересовались мы у Валентина Егоровича и тем, почему лодку решено назвать именно так.
– Скажу честно: не знаю, – ответил капитан первого ранга в отставке. – Возможно, сыграло роль то, что, что наш древний город всегда был надежным защитником и что он одним из первых был удостоен звания «Город воинской славы». Еще я слышал, что первоначально будущую субмарину хотели назвать «Сталинград», но потом вроде это имя было решено отдать одному из надводных кораблей, возможно даже, вертолетоносцу типа «Мистраль». Может, тут и вспомнили, что бои за освобождение Великих Лук называли «малым Сталинградом». Но это – только мое предположение...
По имеющейся информации, строительство лодки предполагается завершить в 2018 году. Будущей субмарине суждено служить на Черном море. Здесь у России долгое время были ослаблены позиции именно в подводном флоте. Выходит, вновь Великим Лукам выпадает ответственная роль защитника Отечества – через своего тезку.
Константин ЗАВИСТОВСКИЙ
Фото с сайтов bastion-opk.ru и korabel.ru