Главная Новости Ту-ту или тю-тю?

Ту-ту или тю-тю?

30.10.2013

Странные дела происходят на нашей железной дороге. Судите сами. Сначала на великолукском вокзале появилось объявление об отмене с 27 октября пригородных перевозок. Сообщившие нам об этом читатели возмущались – как же так? Вроде на всех уровнях заявлялось, что больше сокращений перевозок не будет, а тут – на тебе, отменяются, причем почти все поезда. Как теперь быть людям, которые работают в Великих Луках, а живут в близлежащих районах?

Ну вот, дождались, мелькнула мысль. Неужели теперь на станции вместо локомотивных гудков «ту-ту» придется слышать – а поезда-то «тю-тю!»

Не успели наши читатели как следует повозмущаться, как пришло сообщение – работникам вокзала поступило указание снять все объявления.

Что это? Кто-то пошутил, объявив об отмене пригородных перевозок?

Объяснение пришло чуть позже, по линии пресс-службы областной администрации. Это сообщение стоит того, чтобы привести его почти полностью:

«Губернатор Псковской области Андрей Турчак провел телефонные переговоры с начальником Октябрьской железной дороги Виктором Степовым. Поводом для разговора послужило уведомление ОАО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» об отмене ряда пригородных железнодорожных маршрутов из-за якобы имеющейся со стороны администрации региона задолженности по возмещению выпадающих расходов компании-перевозчику.

Губернатор подчеркнул, что администрация региона четко выполняет достигнутые ранее с ОЖД договоренности. На компенсацию выпадающих расходов перевозчику в областном бюджете на 2013 год предусмотрено 60 млн рублей. Выплаты идут в соответствии с утвержденным графиком. Никаких проволочек по оплате нет, все обязательства регион выполнит в срок, сказал Андрей Турчак. Также глава региона сообщил, что в настоящее время формируется статья расходов на эти цели на следующий год.

В свою очередь Виктор Степов заверил, что у ОЖД нет претензий к региону по выполнению ранее достигнутых договоренностей. По его словам, уведомление об отмене 18 пар пригородных поездов прислано в регион ошибочно и в самое ближайшее время будет отозвано».

Казалось бы, все ясно и теперь нет причин для беспокойства. Наверное, и правда кто-то ошибся и, как говорится, нажал не на ту кнопку.

Возможно, это действительно соответствовало бы истине, если бы не одно «но».

В минувшую пятницу ОАО «РЖД» распространило свой пресс-релиз, посвященный ситуации с пригородными перевозками. Документ не является ответом на информацию, поступившую из Пскова, как можно было бы подумать. Нет, в достаточно объемном пресс-релизе руководства железных дорог говорится о ситуации по стране в целом. Причем в достаточно мрачных тонах.

Нужно пояснить, что пригородные железнодорожные перевозки являются социально значимым, но убыточным видом деятельности. Не только в России, это бич всех стран. Законодательство нашей страны предусматривает, что организация пригородных пассажирских перевозок находится в пределах полномочий субъектов РФ. В обязанности региональных властей входит формировать транспортный заказ и устанавливать тарифы на проезд в пригородных поездах. Но при этом в обязательства администраций субъектов входит и полная компенсация убытков, которые несут пригородные пассажирские компании в результате тарифного регулирования на территории того или иного субъекта РФ.

Но мы же помним успокаивающие слова пресс-службы областной администрации о том, что регион «четко выполняет достигнутые ранее с ОЖД договоренности», в том числе и по выплате компенсаций! Поэтому, открывая пресс-релиз руководства РЖД, мы очень надеялись, что Псковская область будет выделена из общего числа субъектов Российской Федерации.

Она и выделена. Как область, в которой дела обстоят хуже, чем в большинстве других регионов.

Ряд субъектов России, говорится в пресс-релизе, фактически отказывается компенсировать выпадающие доходы пригородных компаний от регулирования тарифов. 31 регион до сих пор не обеспечивает 50% компенсации потерь в доходах от пригородных перевозок железнодорожным транспортом, еще 8 не достигли даже 10-процентного уровня. Два субъекта вообще не предусмотрели средств на субсидирование железнодорожных перевозок. Итого, как несложно подсчитать, 41 область стоит перед лицом грядущих серьезных проблем. Ведь, как предупреждает ОАО «РЖД», объемы пассажирских перевозок будут приведены в соответствие с оплаченным заказом.

Псковская область в этом своеобразном рейтинге – на 18-м месте с конца. Выпадающие доходы компенсированы всего лишь на 22%. А это значит, что, вполне вероятно, большая часть пригородных перевозок будет отменена.

Это при том, что с 1 июля прошлого года, как сообщается все в том же пресс-релизе ОАО «РЖД», в Псковской области уже отменены 15 поездов. То есть почти треть от общих размеров пригородного сообщения в 2012 году. Кстати, по этому показателю Псковщина «отличилась» еще больше – хуже нас дела с удельным весом отмененных поездов только в четырех регионах.

Так кто кого обманывает? Губернатор Турчак – Степова, рассказывая последнему о «четко выполняемых обязательствах»? Или руководство РЖД, буквально кричащее о долгах и обещающее сокращение перевозок ряду регионов, в том числе и Псковской области? Или и та, и другая стороны – нас, простых граждан?

Мы постараемся получить комментарии и в ОЖД, и в администрации области. Только ожидания от будущих ответов почему-то заранее не вызывают оптимизма.

Есть такой метод в политике: сделать что-то, что явно вызовет неодобрение в обществе, а потом, через некоторое время, вернуть ситуацию назад. Народ, конечно, пошумит-пошумит сначала, но потом успокоится. При этом в подсознании у большей части общества отложится – «это решение уже принималось, и вроде мы его пережили». Поэтому, когда спустя еще какое-то время власть снова делает непопулярный шаг, это вызывает уже меньшее недовольство в массах.

Константин ЗАВИСТОВСКИЙ

 

Комментарии (0)

архив новостей

Loading...

Реклама

скб-банк

Каталог организаций