Объявления
Интервью
Фотогалерея
Куда девались пригородные поезда?
Не так давно, в конце июля, вздумалось мне съездить в Опухлики – ягод пособирать, в озере искупаться. Нетрудно догадаться, что в субботнее погожее утро не одна я такая была. Нас таких на вокзале оказалась приличная толпа. А вагон на перроне – ОДИН!
Поначалу не поверила своим глазам. Где это видано, чтобы в разгар сезона, когда работают все базы отдыха и детские оздоровительные лагеря и люди массово ездят в лес и на дачи, чтобы в такое горячее время в Опухлики отправлялся поезд из одного-единственного вагона! Точнее, не поезд, а так называемый рельсовый автобус.
Появление этих «автобусов» в свое время объясняли исключительно заботой о пассажирах – они комфортные и к тому же экономичные... Но никакого комфорта нам, набившимся как кильки в банку, ощутить не удалось. А на Сеньковском переезде стояли еще пассажиры, большей части которых пришлось возвращаться домой несолоно хлебавши. Зато те, кто все-таки смог протиснуться в вагон, ехали бесплатно, потому что кондуктор физически не могла перемещаться по вагону.
Кстати, говорят, кондукторов было двое – каждый на своем конце. Видно, уже столкнулись с полной непроходимостью транспортного средства во время пути.
Особенно тяжко было на обратном пути. Вагон раскалился, в тамбуре температура соответствовала сауне. Уставшие пассажиры, отработавшие весь день кто в лесу, кто на даче, поминали железнодорожное начальство недобрыми словами.
В самом деле, почему никто не считает реальный пассажиропоток? Какими такими правилами разрешается возить людей как скот? Кто ответит за испорченный отдых?
Т. Ксенина
С письмом читательницы мы обратились к руководству Октябрьской железной дороги. Ответа пришлось ждать больше месяца. И вот что нам ответили.
В 2011 году ОАО «РЖД» полностью ушло с рынка пригородных перевозок. На смену пришли отдельные пассажирские компании. На сегодняшний день созданы 27 пригородных пассажирских компаний (ППК), учрежденных с участием РЖД, органов исполнительной власти регионов, а также частных инвесторов.
У каждого из организаторов пригородного движения появились свои четко регламентированные полномочия и сферы ответственности.
Так, железная дорога (филиал ОАО «РЖД» – инфраструктурной компании) отвечает за содержание и работоспособность железнодорожной инфраструктуры на территориях, по которым она проходит. Кроме того, она – пока еще – предоставляет в аренду пригородным пассажирским компаниям подвижной состав.
Органы власти субъектов федерации ответственны за формирование заказа на пригородные перевозки. В этом заказе определяются количество заказываемых поездов, их составность, маршруты, по которым поезда будут курсировать, тариф на перевозку. Также определяются и суммы недополученных доходов или, говоря языком экономистов, суммы выпадающих доходов от государственного регулирования тарифа.
Согласно Федеральному закону № 184 региональные власти также обязаны нести расходы по организации пригородных перевозок. Поэтому, чтобы сохранить объем таких перевозок, регионам необходимо заложить целевые средства в местном бюджете в полном объеме.
Работа железнодорожного транспорта должна быть экономически оправданна, то есть должна как минимум окупать все затраты плюс приносить хотя бы минимальную прибыль – для того чтобы те же ППК могли инвестировать средства в улучшение качества электричек, развитие сервисов, более удобных расписаний и т.д.
– Пригородные перевозки имеют большое значение в жизни региона. Учитывая их социальную направленность, стоимость проезда на пригородных маршрутах определена администрацией области на уровне гораздо ниже фактической себестоимости, что приводит к убыточности перевозок, – сообщает начальник государственного управления по информационной политике Псковской области Оксана Ширан.
Тариф на проезд в пригородных поездах Псковщины за первые 10 километров составляет 16,5 рублей, за каждый последующий километр после десятого – 1,65 рубля (в 2011 году – соответственно 15 и 1,5 рубля).
Согласно данным управления по информационной политике, в 2012 году в бюджете Псковской области предусмотрены субсидии в размере 10 миллионов рублей «на возмещение убытков, возникающих вследствие регулирования администрацией тарифов на пригородные железнодорожные перевозки». Однако, по информации ОАО «РЖД», убытки перевозчиков, возникающие в результате организации движения и регулирования регионом тарифа для населения, составят более 380 миллионов рублей. То есть область предусмотрела субсидий менее 3% от необходимого объема!
Полтора года назад администрация Псковской области и ОАО «РЖД» заключили соглашение о взаимодействии и сотрудничестве. Тогда псковский губернатор Андрей Турчак заявил: «Главный приоритет – это максимальное сохранение железнодорожной маршрутной сети. Мы не должны допустить образования на территории региона «медвежьих углов». Пока региону это удается. Сейчас в Псковской области действует 30 пар пригородных поездов, и сокращение их числа, по заявлению региональных властей, в ближайшем будущем не планируется. Однако у ППК нет необходимых средств для обеспечения организации перевозок. Кто решит данную проблему – пока не известно.
За I полугодие 2012 года Псковская область имеет задолженность перед компанией в сумме 154,4 миллиона рублей по неоплаченной субсидии на компенсацию убытков с учетом осуществления соответствующих размеров движения.
В целом же по итогам первого полугодия 2012 года все регионы (кроме Санкт-Петербурга) имеют нарастающую задолженность перед обслуживающей Северо-Запад ОАО «СЗППК» на общую сумму более 600 миллионов рублей. Потеря доходов компании, возникающая вследствие регулирования тарифов органами власти, при сохранении объемов движения может составить по итогам 2012 года более 980 миллионов рублей. Сумма субсидий, предусмотренных региональными бюджетами, при этом составляет всего 32,5 миллиона рублей.
Отказ региональных властей субсидировать выпадающие доходы в полном объеме неизбежно приводит к тому, что ОАО «СЗППК» не имеет средств, чтобы расплатиться за аренду подвижного состава. Дебиторская задолженность ОАО «СЗППК» перед Октябрьской дирекцией моторвагонного подвижного состава с начала 2012 года составляет уже 750 миллионов рублей. Таким образом, ОАО «СЗППК» сегодня не имеет средств для осуществления пригородных пассажирских перевозок.
Обращения руководства Октябрьской железной дороги и ОАО «СЗППК» в администраци Псковской области с предложением разрешить сложившуюся ситуацию остаются без внимания. Неисполнение администрацией обязательств по возмещению потерь доходов от государственного регулирования тарифов на пригородные железнодорожные перевозки грозит не только сокращением маршрутов, но и полным прекращением пригородного сообщения в их регионах.
Несмотря на благостные комментарии региональных чиновников, железнодорожники бьют тревогу. По данным ОАО «РЖД», ряд субъектов федерации планирует компенсировать в текущем году меньше 20% выпадающих доходов пригородных пассажирских компаний. По мнению перевозчиков, необходимые финансовые вложения на самом деле не так велики, как может показаться. Исходя из расчетов экспертов, удельная потребность в финансировании из регионального бюджета железнодорожных пригородных перевозок в расчете на 10 пассажирокилометров в два раза меньше аналогичного показателя по другим видам транспорта в целом.
Кроме того, выполненная экспертами оценка налоговой нагрузки пригородных перевозок показывает, что в каждом рубле расходов ППК не менее 30 копеек приходится на налоги. Соответственно, не менее 30% предусматриваемых субсидий возвращается обратно в бюджетную систему. Поэтому администрации регионов в первую очередь сами должны быть заинтересованы в финансовых вложениях в пригородные железнодорожные перевозки. Обеспечивая на них социальный заказ в максимально полном объеме, местные власти тем самым гарантируют населению качественную транспортную мобильность и таким образом стимулируют экономическое развитие в своем субъекте.
В заключение необходимо отметить, что из-за недостатка компенсаций убытков от государственного регулирования тарифов начиная с 22 августа текущего года пригородная компания ОАО «СЗППК» вынуждена оптимизировать размеры движения пригородных поездов в ряде областей, в том числе и на Псковщине.
Служба корпоративных коммуникаций
Октябрьской железной дороги - филиала ОАО "РЖД"