Объявления
Интервью
Фотогалерея
Он охранял самого Жукова
19 апреля 2014 года исполнится ровно 30 лет, как я вернулся домой со срочной службы. Мне выпала честь служить в одной из уникальных частей нашей Советской Армии – в 43-м отдельном ордена Красной Звезды полку охраны и обеспечения штаба Группы советских войск в Германии (ГСВГ). Из подразделений нашей части формировались личные караулы первых лиц ГСВГ – главкома, начальника штаба, начальника политуправления. После шестимесячного отбора фортуна опять была благосклонна ко мне – я попал служить в личный караул легендарного главкома и замечательного человека Героя Советского Союза, генерала армии Михаила Митрофановича Зайцева.
История нашего 43-го отдельного ордена Красной Звезды полка охраны и обеспечения уходит в далекий июль 1941-го, в местечко Горбаневка под Полтавой, где был сформирован безномерной батальон охраны Полевого управления Юго-Западного направления. Часть принимала участие в горячих событиях Юго-Западного, Донского, Сталинградского, Белорусского фронтов, безукоризненно выполняя возложенную на нее миссию – охрану Полевого управления. Очень часто случалось, что это был последний резерв, имеющийся в наличии. По этой причине воинская часть четырежды была на переформировании – после того, как несла тяжелые потери...
О боевых делах части можно судить по скупым строкам пожелтевших страниц Исторического формуляра подразделения. Там отражены бесконечные дороги войны от Полтавы через Харьков, Сталинград, Курск, Могилев, Минск, Брест, Варшаву до Берлина. Часть принимала участие в охранных мероприятиях Потсдамской конференции, о чем свидетельствовали фотографии у Поста № 1 в нашем полку.
Заинтересовавшись историей части, я встретил однажды редкую фамилию одного из ее командиров – Государенков. Стал искать о нем сведения, изучать их и выяснил, что судьба неразрывно связала нашего командира Федора Федосеевича Государенкова с Великими Луками. Произошло это в дни освобождения города от захватчиков. К сожалению, после войны Федор Федосеевич не посещал наш город.
Я хочу рассказать о нашем командире. 9 мая я с гордостью и удовольствием выйду на демонстрацию, держа в руках его портрет.
Неумолимое время постоянно движется, и мы с грустью отмечаем, как все дальше и дальше уносит оно нас, и прошлое остается позади. Сквозь дымку времени мы пытаемся разглядеть образы тех, кого оставили там, в невозвратимом прошлом. Но у нас есть память, она хранит многое.
Кроме живой человеческой памяти есть еще предметы, которые могут рассказать об их владельце. Некоторые люди стремятся сохранить документы, фотографии, вещи. И хорошо, что такие люди есть.
К примеру, жил когда-то в городе Приозерске Ленинградской области Федор Федосеевич Государенков. Был он кадровым военным. Отслужив в армии без малого 29 лет по льготному исчислению, вышел в отставку, поселился в Приозерске, заведовал сначала отделом торговли Приозерского горсовета, затем был начальником штаба гражданской обороны Приозерского района. Говорят, что невероятной скромности был человек, мало кто из приозерцев знал, что во время войны он состоял в охране нашего легендарного полководца Георгия Константиновича Жукова.
Родился Федор Федосеевич в 1912 году в деревне Верхний Двор Кадуйского района Вологодской области. Окончил неполную среднюю школу и сначала работал в колхозе. Через два года, после курсов пионерских работников, был инструктором райкома комсомола в городе Бабаево. Потом окончил бухгалтерские курсы в Череповце и работал сельским счетоводом в Бабаевском районе. Несколько месяцев был председателем колхоза, а затем добровольно вступил в ряды Красной Армии. Видимо, такое уж было у него призвание.
Военную карьеру Федор Федосеевич начал курсантом учебного стрелкового батальона. Затем сразу же поступил в Ленинградское военно-пехотное училище имени Кирова, откуда в ноябре 1936 года вышел командиром взвода полковой школы, где прослужил два года, побывав и начальником школы, и помощником начальника штаба. До ноября 1941 года состоял на службе в Хабаровском райвоенкомате. Потом командовал ротой автоматчиков морской пехоты на базе Амурской флотилии, откуда в августе 1942 был переведен на Калининский фронт на должность заместителя командира стрелкового батальона 47-й механизированной бригады.
3 января 1943 года в городе Великие Луки отважный командир был ранен. Пуля зацепилась за деревянную рубашку карандаша, находившегося в нагрудном кармане Государенкова, и не нанесла ему одного из тех ранений, которые называются на языке медиков несовместимыми с жизнью. Федор Федосеевич сделал запись на коробке из-под цветных карандашей: «3 января 1943 года. Город Великие Луки, река Лозавица» (орфография сохранена – А.П.). Таким образом он обозначил время и место, где судьба дала ему возможность жить дальше и даже переменила его военную карьеру.
Этот карандаш и небольшую коробку он сохранил и уже в конце жизни передал на хранение в музей-крепость Корела в Приозерске, где она и находится в настоящий момент.
За бои под Великими Луками Федор Федосеевич был награжден орденом боевого Красного Знамени.
Несколько месяцев офицер Государенков лечился в эвакогоспитале мордовского города Саранска. Затем еще пару месяцев находился в резерве, а в августе 1943 года в Могилеве принял командование 119-м отдельным ордена Красной Звезды батальоном по охране штаба Белорусского фронта.
После окончания войны служил при штабе Группы советских оккупационных войск в Германии (ГСОВГ, позже – ГСВГ) в городах Потсдаме и Вюнсдорфе, состоял в охране Георгия Константиновича Жукова, первого главкома ГСОВГ. К нему приехали жена и дочь, и несколько лет они жили в районе города Бабельсберг. Здесь же, на берегу озера Большое Ванзее, во время Потсдамской конференции 1945 года в отдельных виллах жили Сталин, Черчилль и Трумэн. Теперь эти виллы носят (неофициально, конечно) имена этих политических деятелей.
В 1968 году 119-й отдельный ордена Красной Звезды батальон охраны и обеспечения штаба ГСВГ был реорганизован в 43-й отдельный ордена Красной Звезды полк охраны и обеспечения штаба ГСВГ, который был расформирован 31 августа 1994 года «в связи с выполнением поставленной задачи». Рота почетного караула полка прошла последним прощальным маршем от Белорусского вокзала Москвы.
После Германии в 1949 году Государенков был переведен в Закавказье, в город Сталинири – так с 1934 по 1961 год назывался главный город Юго-Осетинской автономной области Цхинвал. И здесь его военная карьера завершилась в 1956 году, когда начальник 5-го отдела областного военного комиссариата, подполковник Государенков ушел в отставку.
Мне кажется, что крутой поворот в офицерской карьере Государенкова в конце 40-х – начале 50-х был связан с судьбой самого Жукова: не простили Федору Федосеевичу близости к впавшему в немилость Маршалу Победы.
Его мать, Анна Филипповна, жила тогда у дочери Дарьи, в замужестве Огурцовой, на станции Мюллюпельто Приозерского района Ленинградской области. Это обстоятельство и определило место дальнейшего проживания семьи Государенковых. Вместе с женой и дочерью он приехал в Приозерск и больше уже не покидал этот город.
Как уже упоминалось, Федор Федосеевич был начальником районного штаба гражданской обороны. Регулярно проводил военно-спортивные игры «Зарница», за что неоднократно удостаивался почетных грамот и благодарностей. Активно занимался воспитанием молодежи в духе патриотизма.
Федор Федосеевич был уволен в запас с правом ношения военной формы. Был он кавалером семи орденов, его грудь украшали два ордена Красной Звезды, два ордена боевого Красного Знамени, два ордена Отечественной войны и польский орден «Виртути милитари» («Воинская доблесть») 5-го класса. Это была одна из самых почетных наград в Польше. Орденом «Виртути милитари» награждались и иностранные граждане – командный и начальствующий состав Красной Армии и армий союзников. Награда делилась на пять классов. Орден «Виртути милитари» 5-го класса представлял собой серебряный крест на шелковой муаровой ленте синего цвета с двумя продольными черными полосами по бокам.
Кроме того, у Государенкова были медали: «За боевые заслуги», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией».
Сохранилась интересная фотография, сделанная, по всей видимости, кем-то из британских фотокорреспондентов 12 июля 1945 года. На ней Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков, британский фельдмаршал Бернард Монтгомери, Маршал Советского Союза Константин Константинович Рокоссовский, генерал армии Василий Данилович Соколовский и генерал-полковник Михаил Сергеевич Малинин идут по улицам Берлина после награждения советских военачальников британскими наградами. Почетный караул был сформирован 7-й бронетанковой дивизией союзников. В группе сопровождения также и наши офицеры, среди которых – Федор Государенков. Он на снимке в заднем ряду второй справа.Портретную фотографию Государенкова переслали мне краеведы с его родины. Это фото, другие снимки и личные вещи Федора Федосеевича хранятся в музее-крепости Корела – вместе с теми самыми карандашами.
Андриан ПЕТРОВ
Молодец Андриан.
расформирование полка произошло на белорусском вокзале, под охраной комендантского патруля. и никто из мо рф нас не встречал. это было 9 сентября 1994 года. полк раскидали по московскому округу. и в тех частях куда попали солдаты полка, командиры были в мягко сказать в шоке, от неожиданного пополнения.
Кто помнит начальника штаба Родионова?