Главная Краеведение Как дети шпиона поймали

Как дети шпиона поймали

07.08.2013
Как дети шпиона поймали

Акция «Бессмертный полк» – это хорошее дело. Надеюсь, что Великие Луки не останутся в стороне. В моей семье воевали папа и мама. Еще я знаю, что мой дедушка по материнской линии тоже ушел на фронт, добровольцем. Он пропал без вести. Сегодня я хочу рассказать об отце, Федоре Григорьевиче Матвееве. Он мало делился своими воспоминаниями о войне. Но однажды мне с моим братом довелось услышать от него интересный рассказ.

Я в то время работал на Севере, приезжал в отпуск ежегодно, недели две-три старался побыть с родителями. Как-то в один из вечеров поехали с отцом и братом на рыбалку – на озеро Урицкое. Наловили рыбы, вечером устроили ушицу. Костер располагал к разговору. На папе был старый костюм, на котором виднелись орденские планки. Слово за слово – разговор пошел о войне. Спрашивали мы о наградах – их у папы было более 20. И еще, помнится, спросили, как для него прошел день 9 мая 1945 года. Папа ответил, что, как и все, стрелял в воздух, салютовал. Хотя был запрет на подобную стрельбу. Всех офицеров после этого лишили одной трети месячного денежного довольствия. Но как не стрелять, когда все стреляют? Победа!

И тут отец признался, что у него совсем не обычным выдался день 22 июня 1941-го. Незадолго до войны папа был избран первым секретарем Великолукского райкома комсомола. За неделю до 22 июня его по решению райкома ВЛКСМ направили в комсомольские организации крестьянских хозяйств. Область была огромная, абсолютное большинство населения жило в деревнях. У папы был служебный мотоцикл. Ездил по крестьянским хозяйствам. Были очень неплохие виды на урожай. Главная задача поездки была мобилизовать народ на сбор урожая, принять новых членов в комсомол.

Возвращался назад он ранним утром 22 июня. В районе деревни Купуй решил искупаться. Погода была на удивление абсолютно безоблачной. Купался долго, с удовольствием – молодой, здоровый, физически развитый, как тут не радоваться жизни? Пока купался, прикидывал, как провести выходной.

В какой-то момент заметил – около мотоцикла собрались детишки. Подумал, что обязательно попросят покататься, подобное бывало в каждом селе. Это сейчас не удивишь «мерседесами», а в то время мотоцикл был редкостью. С мыслями о том, как и ребятишек покатать, и в город успеть, вышел на берег. Вдруг вместо просьб «дяденька, покатай!» услышал:

– Вы шпион! Пойдемте с нами!

Отец, конечно, удивился, но подумал – наверное, ребята начитались книжек Гайдара, в которых героями были решительные и смелые пионеры, и решили поиграть. В голове даже и мысли не было о чем-то плохом. Решил подыграть детям, согласился пройти с ними.

Ребятишки вели его по Купую и кричали:

– Мы шпиона поймали! Мы диверсанта поймали!

Когда подошли к сельсовету, выбежал председатель с криком:

– Федор, немедленно в город, тебя ищут, идет заседание райкома партии.

– А что случилось?

– Война…

Этот случай сейчас очень показателен. В наше время иногда раздаются голоса – мол, плохо готовились к войне, ни о чем не думали. Ничего подобного! Во всяком случае, у нас в Великих Луках на тот момент было неплохое руководство, оно быстро сориентировалось. В первый же день прошло заседание райкома партии, и на нем уже решались вопросы вплоть до организации эвакуации, о необходимости принять меры по борьбе с возможными диверсантами. Ребятишкам сказали: если увидите незнакомых людей, нужно постараться их как-то задержать. Конечно, опыта еще не было, не понимали, что в реальности любой диверсант запросто раскидал бы детвору. Но показательно то, что работа определенная уже велась. И это – в первый день войны, причем до знаменитого выступления по радио Молотова!

Я точно не знаю, в какой мере принимал отец участие в обороне Великих Лук. Дело в том, что 24 июля во время одного из налетов фашистской авиации он получил очень тяжелое ранение. Осколками исполосовало всю левую ногу. Была и кратковременная потеря зрения. Но в документе о ранении указано – при обороне города Великие Луки.

Отец почти полгода лечился, сначала в Калинине (ныне Тверь – ред.), после перевели в Александров. После выздоровления отца как политработника призвали в действующую армию. Сначала он был отправлен в Сталинград (немцы еще не наступали на этом направлении), в формировавшийся там 431-й отдельный батальон связи. Папа стал младшим политруком (тогда еще были такие звания), после сформирования воинскую часть направили в Ростов-на-Дону. Там отец снова был ранен, но в госпитале не был, остался в строю.

Кстати, всего папа в годы войны был трижды серьезно ранен – в таких случаях ранения фиксировались в документах. Мама же вспоминала, что папа был ранен не менее пяти раз. После Ростова в составе своего батальона отец участвовал в обороне Кавказа, освобождал Крым, Польшу, воевал в Германии. Закончил войну в Берлине. Весь свой офицерский боевой путь Федор Григорьевич Матвеев прошел в 431-м отдельном батальоне связи, от младшего политрука до майора. Служил он и после войны, уже в других подразделениях. В запас вышел в 1956 году.

Виктор МАТВЕЕВ

На снимке Федор Григорьевич Матвеев

Комментарии (0)

архив новостей

Loading...

Реклама

скб-банк

Каталог организаций