Объявления
Интервью
Фотогалерея
История одного поиска
– Господи, как же вас здесь много! – только и смогла произнести Елена Цветкова, ступив на территорию братского воинского мемориала в деревне Поречье. Вглядываясь в многочисленные надписи на плитах, женщина искала одну-единственную, ради которой и приехала из родного Архангельска. И, наконец, нашла: «солдат Спиридонов А. А.»
– Александр Александрович – мой родной дядя, брат моей мамы, – позже рассказала мне Елена Егоровна. – В нашей семье знали место, где погиб дядя Саша. Я помню, еще будучи маленькой, говорила маме – нужно съездить. Но, как недавно выяснилось, мы долгие годы искали не там...
Последний свой бой, как сейчас известно, Александр Спиридонов принял у деревни Тетеркино Великолукского района. Однако вплоть до недавнего времени в семье бойца считали, что погиб он в... Ленинградской области.
Виновником того, что семья Цветковых в своих поисках отправилась по неверному пути, оказался нечеткий почерк человека, в далеких 1940-х заполнившего похоронное извещение на красноармейца 144-го стрелкового полка 28-й стрелковой дивизии Александра Спиридонова. Название района «Великолукский» в извещении было записано как «В-Лукский».
– Чернила чуть расплылись, и запись в документе мы прочли как «Лужский район», а это как раз в Ленинградской области, – пояснила мне Елена Егоровна. – Еще, как оказалось, мы неправильно разобрали в извещении название деревни – прочли как Тетерхино. Поэтому наши поиски никак не могли принести желаемого результата.
Впрочем, признается Елена Цветкова, сам процесс поиска изначально не носил какого-то системного характера. Больше всего это были расспросы, с которыми семья обращалась по случаю к тем, кто когда-либо жил или бывал в Ленинградской области. Все изменилось года три назад, когда Елена Егоровна вышла на пенсию. Стало больше свободного времени, и появилось осознанное желание все-таки завершить поиск и съездить наконец к могиле родного человека.
Помог сын Елены Егоровны Миша. На сайте обобщенного банка данных «Мемориал» молодой человек нашел донесение 28-й стрелковой дивизии, которое уточнило место гибели Александра Спиридонова.
– Я уже готова была ехать наугад, – призналась Елена Егоровна. – Хотела ехать еще прошлой весной, невзирая на то, что не было точных данных. Просто думала – доеду до Великих Лук и здесь на месте сориентируюсь. Язык до Киева доведет! Воспротивилась свекровь, сказала, что одну не отпустит.
Снова на выручку пришел Интернет. Елена Егоровна вспомнила о поисковиках, которые занимаются историей Великой Отечественной войны. На одном из сайтов нашла контактные телефоны отряда «Гвоздика» из Невеля. Руководитель отряда Иван Михайлов и подсказал обратиться в Великие Луки, к своему коллеге по поисковому движению Александру Петрову.
– Помню, в тот же день я позвонила Александру Николаевичу, – рассказывает Цветкова. – И так была удивлена, когда сразу услышала: «Приезжайте, мы вас ждем», что тут же разревелась. Ходила по комнате и все повторяла сыну: «Вот, Миша, совершенно незнакомый человек, и сразу предложил помощь!»
В Великие Луки Елена Егоровна приехала со своей крестницей Анной Собининой. Уже на месте Александр Петров предположил, что Спиридонов, скорее всего, перезахоронен в деревне Поречье. Именно сюда, на братский мемориал, в 1950-е годы переносили останки солдат, павших под деревней Тетеркино. Предположение подтвердилось.
– К сожалению, я сейчас мало что могу вспомнить из маминых рассказов о дяде, – поведала также Елена Егоровна. – Помню, мама говорила, что он был очень хорошим человеком. В свое время дядя получил прекрасное образование, до войны успел поработать учителем начальных классов. Школа была в Бобровом Рейде, это местечко рядом с Архангельском. Ему очень нравилась математика – считал быстрее всех в семье.
Родился Александр в деревне Малая Товра, что находится в Холмогорском районе Архангельской области. Отец, Александр Федорович, был инвалидом первой мировой, но, несмотря на это, работал бакенщиком – следил за состоянием плавучих маяков на реке Северная Двина.
После Великой Отечественной в семье хранилась копия одного-единственного письма с фронта, которое прислал Александр-младший (оригинал стал в свое время экспонатом местного музея). Вспоминая об этом письме, Елена Егоровна говорит, что больше всего ей запомнилось то, как боец обращался к своим родным:
– Письмо начиналось словами «Уважаемые мои родители, батюшка Александр Федорович и матушка Евдокия Александровна! Шлю вам нижайший поклон и привет, красноармеец, ваш сын Александр Александрович. Передаю нижайший поклон и почтение своим родственникам, знакомым и соседям» – и дальше дядя перечислял всех, кого знал.
Непосредственно о боевых действиях в письме было всего несколько слов – бью врагов, сражаюсь за Родину, мы победим. Еще Александр сообщал, что он здоров и у него все хорошо.
На великолукской земле Елена Егоровна пробыла один день. Александр Петров помог ей побывать в окрестностях деревни Тетеркино. Здесь, в лесу, до сих пор сохранились несколько могил, в которых предположительно лежат солдаты и офицеры Красной Армии. Елена Цветкова посетила также братский воинский мемориал в Великих Луках. В конце своей поездки женщина призналась, что после долгих лет поисков у нее как будто камень упал с души.
Теперь Елена Егоровна планирует приехать в Великие Луки еще раз, уже вместе со своим старшим братом Василием. Еще она очень хочет заняться поиском мест захоронения других родственников по материнской линии, также погибших на фронтах Великой Отечественной. У бабушки Евдокии было 10 сестер, пять из которых ушли воевать с фашистами – и не вернулись... Правда, о них известно немного, только имена и фамилия – Бахтины. Но Елену Цветкову это не останавливает. История поиска места захоронения дяди Саши подсказывает ей, что нужно надеяться на успех.
Константин ЗАВИСТОВСКИЙ
Фото автора
На снимках: Анна Собинина и Елена Цветкова зажигают поминальную свечу; на братском воинском захоронении в дер. Поречье; в лесу близ деревни Тетеркино Елена Цветкова берет горсть земли с могил красноармейцев, чтобы отвезти в родные края