Объявления
Интервью
Фотогалерея
Бессмертный полк: на фронт ушла не доучившись
Год назад мы призвали великолучан принять участие в акции «Бессмертный полк» и стали публиковать ваши рассказы о погибших родственниках. То, что произошло позже, превзошло все наши ожидания. Тысячи горожан встречали аплодисментами колонну «Бессмертного полка», прошедшую 9 мая по улицам Великих Лук. Огромной благодарности заслуживают члены оргкомитета, взявшие на себя решение вопросов по проведению акции, изготовлению портретов и штендеров. Акция продолжается. Присоединиться к ней и сейчас не поздно. Предлагаем вашему вниманию рассказы, присланные в редакцию уже после 9 мая 2014 года.
***
Мой солдат – школьница, которая в 1941 году закончила 9 классов в школе № 9 Великих Лук.
Зинаида Спиридонова родилась в 1924 году. Ее отец, Григорий Кириллович Спиридонов, после этого овдовел и женился на моей маме, Вассе Григорьевне. Кроме Зины, у Григория Кирилловича была еще старшая дочь, Шура. Я родилась в 1937 году. После революции Григорий Кириллович устроился работать на станцию Великополье и заочно стал учиться. В Великие Луки семья переехала где-то в начале 1930-х годов. Мать рассказывала, что отец работал в военизированной охране и бывал во Львове, Ржеве, Москве, Харькове. В 1941 году семья должна была переехать в Ржев. Но началась война...
Зина мечтала, что после 10 класса отец пошлет ее в Москву учиться на инженера. В школе училась на «хорошо» и «отлично». Но, со слов матери, когда она приходила на собрание, учительница ей говорила: «Мадам Спиридонова, ваша дочь учится на 4 и 5, но сидит на первой парте, ибо если перед ней сидят девочки, то их косички сплетены вместе. Поэтому, если вызовешь Иванову, встанет и Сидорова. Если перед Зиной будут сидеть мальчишки, то обязательно среди урока раздастся такой крик, что просто страх – это значит, что камушек, пущенный ею из рогатки, попал в цель». То есть Зина была, как раньше говорили, нахаленок. Девочка не давала себя в обиду, умела во дворе постоять и за себя и за других детей.
Мать в городе работала на общественном огороде. Зина помогала ей во всех делах. Они выращивали поросят – все любили свое копченое мясо. Недалеко от дома в земле был усроен для всех холодильник. Там у каждой семьи было свое место. Часто, когда забивали поросят, просто подвешивали тушку, не разделывая, и, когда было нужно, каждый приходил и отрезал от своего копченого поросенка.
Когда началась война, старшую дочь Александру взяли на фронт – она была военнообязанной, фельдшером. Отец работал в военизированной охране где-то в Подмосковье. А маму вместе со мной и Зиной родственники забрали в деревню Суворово Куньинского района. Луки уже вовсю бомбили, город пылал в огне.
Отец наказал Зине жить в Дроздово у его сестры тети Саши – там был дом, хозяйство, корова, поросенок, пасека. А мы переходили от одной сестры к другой, к третьей – одно слово, беженцы.
Писем с фронтов было мало, и Зина решила, что отец и Шура погибли. В один из дней она пришла к маме и заявила, что пойдет защищать Родину, отомстит за смерть отца и сестры. Мама рассказывала, как Зина сказала: «Или грудь в крестах, или голова в кустах»...
Зина ушла на войну через Куньинский военкомат в 1941 году, погибла 20 сентября 1942 года под местечком Котлубань Сталинградской области. Потом была перезахоронена, как мне уточнили в нашем военкомате, в Сталинграде. Зинаида Спиридонова внесена в Книгу памяти Куньинского района.
О том, как погибла Зина, не знали ни ее ровесники, ни одноклассники. Подробности ее гибели нам рассказала врач Валентина из Новосокольников. К сожалению, я не помню ни отчества ее, ни фамилии, но до войны Валентина училась в Великих Луках и жила у нас на квартире. Она рассказала, что Зина была ранена и лежала на открытой местности, и много ребят-солдат, которые хотели вытащить ее, были убиты – немецкий снайпер прятался где-то неподалеку и стрелял в тех, кто хотел помочь девушке. Так продолжалось какое-то время, пока не приехал кто-то из штаба и не сказал: «Погибнут сотни, не трогать раненую до темноты». Когда Зину все-таки вытащили и положили на операционный стол, было уже поздно – спасти ее не удалось…
Кем она была на фронте, я не знаю, не знаю также, были ли у Зины какие-либо награды, успела ли Зина их заслужить. Я тогда этого не понимала. Помню только, как мама, узнав о смерти Зины, голосила по дочке, а я подбежала к ней, обняла ее за ноги, плакала и просила: «Перестань, перестань».
Когда умерла мама, то после этого я видела сон, как будто Зина бежит с горки по тропинке встречать мать, а вокруг – лес, свежий воздух, дубы, поляны… Может, и правда они встретились там?
Галина НИКАНОРОВА (СПИРИДОНОВА)
На снимках:
Зина Спиридонова (в центре) со своими подружками.
Групповое фото – выпускники 7-го класса, Зина Спиридонова в третьем ряду справа.