Объявления
Интервью
Фотогалерея
Бессмертный полк: история судьбы и любви
В рубрике «Бессмертный полк» я уже написала о своем отце, Павле Терентьевиче Лукашевиче (см. «Новый день», № 15). Сегодня я хочу рассказать о своей маме, Евдокии Павловне Лукашевич, в девичестве – Шаповаловой.
Мама родилась 7 марта 1922 года в небогатой казачьей семье в селе Ипатово Ставропольского края. После окончания 9-го класса в 1939 году она поступила в медицинское училище. Отец Евдокии, мой дедушка Павел Романович Шаповалов, участник Первой мировой и гражданской войн (а в последствии он участвовал и в Великой Отечественной), был против и уговаривал свою любимицу не делать этого. Старый воин, он хорошо знал, что такое – война. Он предчувствовал, что надвигается новая беда, и не хотел, чтобы его девочка участвовала в боевых действиях.
Маме очень нравилась медицина, и свое будущее она связывала только с ней. Евдокии было всего 19 лет, когда в воскресный день 22 июня 1941 года она вместе с другими студентками пришла на танцы. Девушки очень огорчились, что танцы отменили... А через год весь выпуск был призван на войну, под Ростов, где в 1942 году шли жесточайшие бои.
Как отправлялся эшелон с выпускницами училища, я узнала позже, когда была с мамой на встрече ветеранов 286-го отдельного зенитного дивизиона 1-го Украинского фронта. В течение трех часов состав не мог сдвинуться с места: матери девочек ложились на рельсы. Когда измученные железнодорожники наконец смогли тронуться, огромная масса провожавших эшелон людей, как подкошенная, упала на колени...
По прибытии на фронт девушек распределили по ротам и сразу отправили на передовую.
Полуторка, на которой мою маму вместе с группой медсестер отправили к месту службы, попала под бомбежку. Мама вспоминала, как их охватил ужас, который вылился в душераздирающий крик. Водитель полуторки остановился и взмолился: «Прекратите кричать!». Потом уже мама научилась владеть своими эмоциями: улыбаться, когда хотелось рыдать, успокаивать других, когда сама ужасалась, и продолжать выполнять свою работу.
Один из эпизодов, о котором она вспоминала. Бой, под градом пуль мама подползла к раненому. У него нет ноги, хлещет кровь. Из перевязочных средств – только бинты. Разорвала на раненом нательную рубашку, перевязала, перетянула его на плащ-палатку и потом долго тащила огромного парня в безопасное место. Мама не надеялась, что раненый выживет. Много лет спустя на встрече ветеранов в передаче «От всей души» окружающие не могли сдержать слез, когда седая женщина и одноногий мужчина, обнявшись, долго стояли на сцене.
За отвагу, доброту и веселый нрав бойцы уважали и любили Евдокию и ласково называли ее Санечкой (от санинструктора).
На фронте мои родители и познакомились – псковский парень и девушка с Кавказа. Скромный разведчик разменивал свои фронтовые 100 граммов на кусочки сахара и дарил их Санечке.
Вместе они воевали недолго, пути их вскоре разошлись. Мама встретила победу в Польше, отец – в Восточной Пруссии. Отец всегда говорил: женщина на войне – это уже подвиг! Мама нечасто вспоминала войну, но то, что она рассказывала, я живо себе представляла.
Вот марш-бросок с полной амуницией, сапоги на 3 размера больше. Поздняя осень, дожди со снегом. Остановились на привал. Все зенитчицы без сил падают на мокрую землю. Осипший от мата старшина поднимает их, чтобы уложить на заготовленный им лапник...
Вот мама с группой тяжелораненых осталась в тылу у немцев – свои отошли. Она одна – действующий боец, днем в разведку, а ночью – прорываться вместе с ранеными к своим. Вышли без потерь...
Вот ее, 20-летнюю медсестру, обстреливает немецкий самолет-разведчик – потешаясь, короткими очередями. Спасло кукурузное поле: когда самолет стал разворачиваться, она успела скрыться в нем, беспорядочные выстрелы не достигли цели.
Но самые тяжелые воспоминания – Западная Украина. Зверства бандеровцев. Они похищали зенитчиц, потом свои находили их истерзанные, изрезанные тела. Так погибла лучшая мамина подруга. Даже немцы такое не творили...
Мама все это пережила и радостно встретила победу. Она была награждена медалями «За боевые заслуги», «За оборону Кавказа», «За победу над Германией».
Когда вернулась на родину, работала в особом отделе Ставропольского крайкома КПСС. Вернулся с войны ее довоенный друг, родные стали готовиться к свадьбе. Но все изменилось, когда в мае 1946 года молодой капитан Павел Лукашевич, переведенный в Северо-Кавказский военный округ, явился с документами в секретный отдел и в дверях кабинета встретился с мамой. Гора папок с документами из маминых рук тут же разлетелась по полу. Через месяц они поженились и не расставались больше никогда.
Отец умер в 1989 году, мама – в 2000-м. История судьбы и любви двух близких мне людей достойна романа, как и все истории о войне и о том героическом поколении.
Татьяна АБУЛОВА
На снимке: Евдокия Лукашевич